Один из первых биографов П.П. Ершова и исследователь его творчества В.Г. Утков отмечал: «Нет искусства куда бы не проложил дороги «Конек-Горбунок», где не нашли бы воплощения его персонажи, где не разрабатывался бы творчески его сюжет . Часто эти чудные превращения становились самостоятельными произведениями искусства ». И это действительно так. Еще при жизни П.П. Ершова по сказке был поставлен балет.
📘В 2025 году в Справочно-информационный фонд Государственного архива в г.Тобольске А.В. Артюховым была передана книга Н.И. Сезевой «Волшебный мир балета «Конек-Горбунок», изданная при финансовой поддержке дарителя. Прекрасно оформленный альбом позволяет познакомиться с историей балетных постановок по знаменитой сказке в увлекательной ретроспективе от 1864 года до наших дней.
Впервые балет «Конек-Горбунок» был поставлен на сцене Санкт-Петербургского Императорского Большого театра. Музыку к нему написал штатный композитор балетной музыки при петербургских императорских театрах, воспитанник Миланской консерватории Цезарь Пуни. Постановщиком балета являлся французский балетмейстер Артур Сен-Леон. Премьера состоялась 3 декабря 1864 г.
🌿В книге представлены либретто балета, согласно которому Конек-Горбунок – это гений, являющийся в виде лошадки, а роль сказочного царя заменена ханом. Среди костюмов, предназначенных для кордебалета, перечислены: «крестьяне, танцующие на ярмарке, киргизы, татары, чуваши, тунгусы. самоеды, болгары, курды, нереиды, разные морские рыбы, устрицы, раки, раковины». Иллюстрации альбома очень подробно знакомят с художественным решением балета, представляя, как декорации, так и костюмы действующих персонажей, а также фотографии артистов балета в образах.
Авторами издания приведены многочисленные отзывы на первую балетную постановку. Так, в «Петербургском листке» от 6 декабря 1864 г. вышел следующий отзыв: «Наконец балетоманы отпраздновали свой давно жданный праздник. Фантастическая детская сказка г. Ершова «Конек-Горбунок» благодаря таланту г. Сен-Леона преобразилась в роскошнейшую хореографическую пьесу и положительно можно сказать, стала апофеозом в балетном нашем репертуаре. Все соединилось здесь для славы и великолепия нового балета: и замечательная специальность г. Сен-Леона, и блистательно-роскошнейшие декорации, и картины гг. Вагнера, Роллера, Шишко и Бредова, и волшебный смычок Венявского, техника Соколовой, грация Мадаевой и Лядовой 2-й и, наконец она сама, бессмертная в истории русской хореографии, наша великолепная Муравьева «Конек-Горбунок» г. Сен-Леона стоит полнейшего внимания самого избалованного балетомана».
🍃Фрагмент либретто балета А. Сен-Леона «Конек-Горбунок». 1864 г. ГБУТО ГА в г. Тобольске. СИФ. № 8716. Л. 37.
🍃Копия эскиза костюма художника А.И. Шарлеманя для балерины Мадаевой, исполнявшей партию Царь-девицы в балете «Конек-Горбунок». 1866 г. ГБУТО ГА в г. Тобольске. СИФ. № 8716. Л. 33.
🍃Копия фото балерины М.Н. Муравьевой, исполнявшей партию Царь-девицы в балете «Конек-Горбунок». 1864 г. ГБУТО ГА в г. Тобольске. СИФ. № 8716. Л. 36.
🍃Копия фото «М.Н. Мадаева – Царь-девица, Ф.И. Кшесинский – Хан, Х.П. Иогансон – Мутча, Н.П. Троицкий – Иванушка». ГБУТО ГА в г. Тобольске. СИФ. № 8716. Л. 24.
🍃Копия эскиза Ф.И. Нордмарка костюма Иванушки для балета А. Сен-Леона «Конек-Горбунок». 1864 г. ГБУТО ГА в г. Тобольске. СИФ. № 8716. Л. 39.
🍃Копия фото «Н.П. Троицкий в роли Иванушки» в балете А. Сен-Леона «Конек-Горбунок». 1864 г. ГБУТО ГА в г. Тобольске. СИФ. № 8716. Л. 39.
🍃Копия эскиза Ф.И. Нордмарка костюма Конька-Горбунка для балета А. Сен-Леона «Конек-Горбунок». 1864 г. ГБУТО ГА в г. Тобольске. СИФ. № 8716. Л. 40.
🍃Копия эскиза Ф.И. Нордмарка костюма бухарки для балета А. Сен-Леона «Конек-Горбунок». 1864 г. ГБУТО ГА в г. Тобольске. СИФ. № 8716. Л. 62.
🍃Копия эскиза Ф.И. Нордмарка костюмов самоедов для балета А. Сен-Леона «Конек-Горбунок». 1864 г. ГБУТО ГА в г. Тобольске. СИФ. № 8716. Л. 60.
#ГосархивТобольск, #ГодЕршоваВТобольске, #Ершов, #БалетКонекГорбунок,
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев