ДЕНЬ МЕТАЛЛУРГА
День металлурга – профессиональный праздник специалистов металлургической отрасли. Среди них работники трубопрокатных, метизных заводов, снабжающих предприятий. Праздник считают своим преподаватели, студенты, выпускники учебных заведений, профилем которых является переработка и получение изделий из металла. В России День металлурга отмечается в третье воскресенье июля. Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28.09.1957 г. Цели праздника – почтить труд металлургов и показать важность металлургической отрасли в экономике страны.
📗В справочно-информационном фонде архива содержится книга «Русский изобретатель-металлург В. С. Пятов» изданная в 1952 году и представляющая собой сборник документов Центрального Государственного архива военно-морского флота СССР.
Василий Степанович Пятов (1824-1892) стал известен как уральский металлург и изобретатель. Еще мальчиком он начал работать на Златоустовском заводе, где получил обучение основам металлургии у известного ученого П. П. Аносова. Он также поступил в учение к часовому мастеру в Петербурге, где создал часы, которые были приобретены для Эрмитажа. Пятов продолжил свое образование и впоследствии работал в лаборатории известного ученого Б. С. Якоби. С конца 1840-х годов он стал главным механиком Холуницких заводов в Вятской губернии, а в 1857 году стал управляющим Холуницкими железоделательными и чугуноплавильными заводами.
В 1856 году Пятов начал опыты по производству корабельной брони и обнаружил, что каждый лист, входящий в состав броневой плиты, требует 30 нагревов. Это приводило к большим потерям металла и расходованию большого количества материалов и топлива. К тому же, плиты оказывались хрупкими и пробивались ядрами.
Для решения этой проблемы Пятов разработал новую технологию изготовления броневых плит, которая включала прокатку и последующую химико-технологическую обработку. В 1858 году он построил «листокатальную машину для выработки тяжеловесных броневых плит», которая была первой в своем роде. Эта машина применяла тяжеловесные верхние валки и имела приводные нижние и верхние валки. Кроме того, верхний валок был оснащен подъемным приспособлением, что делало его уникальным по сравнению с другими прокатными станами. Машина эффективно раскатывала стальные болванки для получения корабельной брони в толстые плиты.
Новый способ производства броневых плит был протестирован на Главнохолуницком заводе и показал значительное сокращение времени и затрат. Плиты можно было делать большего размера, при этом сокращались периоды нагрева металла и экономилось топливо.
✨В 1860-1863 годах Пятов пытался получить разрешение на внедрение своего метода на казенных заводах. Броневые плиты, изготовленные на Камском броневом заводе, используя метод Пятова, были встречены с почтительным отзывом на Парижской выставке в 1867 году. В 1988 году на Белохолуницком заводе была установлена мемориальная доска, которая отмечает, что на этом месте впервые в мире были изготовлены броневые листы методом проката. Василий Степанович Пятов оставил заметный след в истории металлургии и производства броневых плит. Его изобретения позволили существенно улучшить процесс изготовления и качество броневых плит, которые играли важную роль в защите кораблей. Книга предназначена для широкого круга читателей. Доступна к ознакомлению в читальном зале архива.
🔸Русский изобретатель-металлург Василий Пятов.Сборник документов. Москва, 1952. ГБУТО ГА в г. Тобольске. СИФ № 1980. С. обл.,80-83, чертеж.
#ГосархивТобольск, #Василий_Пятов,#День_металлурга,#СИФ,#изобретение, #броневые_плиты
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев