Жёсткой, честной». Рустэм Ямалеев о Милләт Җыены
«Татарский язык надо сохранять всем вместе»
25–28 августа Всемирный конгресс татар во второй раз провёл «Милләт Җыены» («Национальное собрание»). В работе активно участвовали «Штаб татар Москвы» – Рустэм Ямалеев и координатор Штаба Гульнара Яруллина.
Гульнара Ринатовна Яруллина, руководитель татарской и татаро-башкирской молодёжи Москвы и Московской области при «Национальном конгрессе татар и тюркских народов», была награждена Благодарственным письмом Всемирного форума татарской молодежи – молодежного крыла Всемирного конгресса татар.
О значении этого события рассказал Рустэм Ямалеев.
– Рустэм Фаизович, как вы оцениваете итоги Национального собрания – «Милләт Җыены»? С какими выводами вы уезжаете в Москву?
– Как всегда, высокий уровень организации показал Национальный конгресс татар. Выступления были очень содержательными, идейно насыщенными, как никогда. Видно, что их готовили тщательно. Уже в первый день Василь Гаязович выступил масштабно и глубоко, и второй, и третий день продолжили в том же духе.
Но знаете, сейчас для нашей татарской нации вопрос сохранения языка – это исторический этап. Мы не можем позволить себе равнодушия. К себе самим мы должны предъявлять завышенные требования. Мне бы хотелось услышать на съезде не только поддержку, но и чёткие установки, даже критику в адрес нас – руководителей общественных организаций, глав конгрессов и автономий. Нам как раз не хватило этой критики, которая бы заставила поднять планку – планку нашей работоспособности, уровень ответственности. Ведь время диктует: татарский язык нужно сохранять всем вместе.
Атмосфера на «Милләт Җыены» была очень дружеской, почти родственной. Мы словно встретились как большая семья. А ведь собрались представители из 40 регионов и почти 30 стран! И в такое сложное для России время –санкции, внешнее давление, критика – сам факт, что мы встретились и смогли так организоваться, уже огромный плюс. Но всё же хотелось бы более высокой планки требований именно к нам, руководителям на местах.
Всё было хорошо, очень хорошо, но я вспоминал выступление Ркаила Зайдуллы (председателя Союза писателей – ред.) четыре года назад. Тогда он обратился к залу: «Ребята, а давайте поднимем руки те, кто спокойно читает на татарском языке. А теперь – те, кто пишет на татарском».
Вот именно такого нам сегодня не хватило. Не хватило на «Милләт Җыены» чего-то более острого.
– А сколько тогда рук поднялось, помните?
– Точно в процентном отношении не скажу. Но даже среди председателей татарских организаций хорошо знающих татарский язык мало оказалось, что мы, к сожалению, мало пишем, мало читаем и слишком мало говорим по-татарски. И из-за этого недостаточно ощущаем своё внутреннее “татарство”, вот эту принадлежность к нации.
Конечно, как сказал Рустам Нургалиевич, сегодня татарский язык держится на энтузиастах. Но энтузиастов тоже нужно направлять, задавать им вектор, формировать политику. И обязательно с элементом требовательности. Если ты возглавляешь общество, значит, берёшь на себя ответственность – и за молодёжь, и за аксакалов, и за культурное наполнение организации.
Мы собрались – разные организации, но все мы татары. Нас объединяет общая история. У нас общие задачи, но и проблемы у нас тоже одни: ассимиляция, школы, часы татарского языка.
И самое главное: как достучаться до каждого татарина? Чтобы он ощущал себя татарином, думал по-татарски, поступал по-татарски. Чтобы в душе он чувствовал себя татарином.
«Татарин – это тот, кто сам себя считает татарином»
– Кто для вас татарин?
– Даже если он не знает татарского языка, но сам считает себя татарином – для нас он татарин.
– А чьё выступление вам больше всего понравилось?
– Очень запомнилось выступление казыя республики - Джалиля-хазрата. Он умел правильно расставлять паузы в нужных местах. Обратился и к молодёжи, и ко всем остальным, но в основу своего послания поставил ислам. Он сказал: чтобы сохранить нацию, нужны четыре элемента – все их знают. Это ислам, язык, образ жизни, песни и традиции. Но первый пункт для него – это, конечно, ислам, духовность. Хотя, например, мы живём в Москве, и часть татар здесь православные. К этому мы относимся с пониманием.
– А из пленарного заседания что-то особенно запомнилось?
– Конечно, большое впечатление произвёл Минтимер Шаймиев. Он говорил от души. Он – легенда. Само его появление, его слова – они в сердце запали каждому.
Потом выступала учительница из Чувашии. Она сказала: у нас проблем с татарским языком практически нет. В их регионе количество школьников в татарских школах не уменьшается, количество молодых семей не снижается, и все по пятницам ходят в мечеть на намаз. Это уникальное явление. «Давайте начнём быть татарами и думать по-татарски»
– А что бы вы сказали, если бы у вас была возможность выступить?
– Знаете, как в сказке: «Кабы я была царицей…» – одна пир на весь мир приготовила бы, другая богатыря родила… Конечно, легко говорить, что сделал бы. Но! Я призывал бы к перезагрузке мозгов. Вот с этой темой бы выступил: У нас ведь есть своя методика, свой тренинг. Мы стараемся, чтобы молодёжь почувствовала себя татарами изнутри. Ведь без любви ничего не бывает. Нужно влюбиться в красоту татарского языка. И через разум понять необходимость – знать его, изучать его.
Где вы будете учить язык – в интернете, в семье или в школе, это второй вопрос. Главное – понять: вы родились татарами, от татарских родителей. Сколько веков этот язык шёл до вас – и на вас он может остановиться. Поэтому через сердце, через разум, через сознание нужно пропустить это. Осознание того, что мы в татары, должно быть в мозгах. Мы — отправная точка. От руководителей общественных организаций зависит очень многое, ведь именно на нас ориентируются люди.
Будьте татарами. Изучайте татарский язык. Иногда спрашивают: «А зачем нам татарский язык?» – А затем, что если вы хотите воспитать детей уважительными к родителям, трудолюбивыми, работящими, целеустремлёнными – воспитывайте их в татарском духе, в мусульманском духе. Вот такой ответ я бы дал молодым родителям.
И я хотел бы задать вопрос – почему в татарском мире никто, кроме нас, не ведёт просветительскую работу по теме СВО? Только мы берём на себя огонь. Мы – единственные, кто стоит в окопах и блиндажах социальных сетей. Сегодня идёт величайшая борьба за умы, и мы в ней – на передовой. Мы не только просвещаем, но и помогаем.
Мы – форпост татарстанской политики в Москве. Всё, что происходит в Татарстане, татары Москвы и тюркские народы узнают через нас. Каждый день нас смотрят более 100 тысяч человек. Мы доносим правду до общественности, мы гордимся Татарстаном и достижениями татарского народа. «Без Гульнары в Москве татары и башкиры – просто никуда»
– Во время «Милләт Җыены» также прошёл Всемирный форум татарской молодежи. Как Вы оцениваете работу форума?
– Мы очень рады, что там была отмечена деятельность нашего координатора татаро-башкирской молодёжи Москвы Гульнары Яруллиной. По версии Milliard Tatar, она – самый влиятельный и самый популярный татарский политик в мире сегодня. Кроме того, она входит в список 30 самых перспективных молодых татар по версии «Бизнес Online». И вот на «Милләт Җыены» её наградили Благодарственным письмом.
У неё под крылом 97 организаций. У неё в сутках – 30 часов. Она и никахи проводит, и выезды на природу организует, и создаёт татарскую среду. Наверное, в Москве она – единственная. Если бы её не было, её стоило бы придумать. Без Гульнары татары и башкиры Москвы –просто никуда, никак.
«Мозговой центр Конгресса работает как часы»
– А работу форума оцениваю очень высоко. Ведь он не из воздуха возник. Сидели люди, работники Конгресса, продумывали всё. Я отношусь к ним с большим уважением. Это профессионалы, каждый на своём месте. Будь то Фарид Ешкаш-Уразаев, будь то молодёжные отделения, «Ак калфак», зарубежные татары или региональные.
Поэтому у Конгресса сильный мозговой центр. Всё разделили на четыре направления: Альберт Бурганов возглавил краеведов, часть – молодёжьный форум, еще одно направление – женщины из «Ак калфак». И часть делегатов форума поехал на родину Тукая, в Арский район. В этой делегации был и я.
К организации мерпориятий претензий нет никаких. Явка была стопроцентная, все слушали внимательно, никто не уходил. И самое главное – собрались настоящие татарские общественники. Мы же скучаем друг по другу! Многие из нас давно знакомы, мы ведь ездим на форумы десятилетиями. Вот я, например, уже 33 лет участвую.
Мне было приятно снова увидеть Индуса Тагирова, Римзиля Валеева, Хатыпа Менегулова. Мы с ними общаемся уже три десятилетия. Мы стояли у истоков татарского движения. И мы этому посвятили жизнь. И то, что сегодня наградили Индуса Тагирова и Рината Закирова – это очень важно, это преемственность поколений.
Нужны круглые столы, нужно, чтобы председатели понимали: все ребята хорошие, все энтузиасты, но не все до конца понимают назначение председателя общественной организации. Он должен дойти до каждого татарина, понять, на каких сайтах они бывают, чем интересуются, какие у них цели. Да, задачи – это проводить мероприятия, организовывать сабантуи. Но главное – быть татарином, стать татарином, осознать это. Сделать перезагрузку сознания: «Я – татарин». Вот к этому надо идти.
И, конечно, главный акцент сегодня – это молодые семьи. Пусть они даже не знают языка, но чтобы детей воспитывали по-татарски. Чтобы ребёнок первые слова сказал на татарском. Чтобы общественники ходили в детские сады, в школы, поднимали этот вопрос. Чтобы дети с яслей, с младенческого возраста начинали произносить первые слова именно на татарском языке, учились думать по-татарски.
Ведь главное – это чувство, что ты татарин, что принадлежишь великому народу с огромной судьбой и богатой биографией, с множеством героев и достижений, которыми можно гордиться. Мы – татарская нация. Мы ни с кем себя не сравниваем, но мы гордимся своими героями, своим народом и своим прошлым.
Пресс-центр Штаба татар Москвы
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев