В нём всё мутно…»
Художник-учитель
Есть зеленогорцы, о которых вспоминаешь не только в день рождения или грустные дни. Часто думается о Владимире Фёдоровиче Никитине. Знаете, более скромного, даже застенчивого, тактичного современного художника-педагога не найти (моё мнение). К сожалению, ушедшем в один из осенних месяцев.
«Я – простой человек, из крестьянской семьи. Мне очень близка земля». Это и в самом деле так. Его малая родина – посёлок Стойба Амурской области. 27 сентября 1952 год. В 1974 году окончил художественное училище (живописно-педагогического отделения), в городе Кызыле. С 1975 по 1980 годы работал художником-оформителем на строительстве Саяно-Шушенской ГЭС. В наш город Красноярск-45 - Зеленогорск Красноярского края приехал в 1980 году. Работал в проектно-конструкторском отделе – промышленной эстетике на заводе «Сибволокно» (ПКО). Преподавал в детской художественной школе, в «Перспективе» (Дворец детского творчества). В 1988-89 годах возглавлял педагогический и ученический коллективы Детской художественной школы…
Волобуев Г.Т. рассказывал: «Одно время Владимир Фёдорович возглавлял в нашем городе Детскую художественную школу. Это был трудный период, когда школа находилась на начальной стадии своего становления. И он как преподаватель и как директор много сделал для её развития. Позже, работая в студиях, и на свободных началах, Владимир Фёдорович подготовил немало молодых талантливых художников.
Как художник он на протяжении многих лет принимал участие в городских выставках. И искусство его о-настоящему самобытно. Если в Красноярске встречаешь его картину, то сразу узнаёшь, что это Никитин. В его картинах много интересных вещей, связанных с малоприметной для обычного глаза природой. Это не могучие сосны и кедры, как у других художников, а именно порой обветшалые кустики и небольшая речушка…
Он не боялся экспериментировать в искусстве. Многие его работы – это чистый эксперимент. Он всегда что-то искал, какую-то возможность передать движение души, внутренние чувства, настроение через краски. Для него было характерно стремление показать полёт души, какой-то образ через его внутренний мир, внутреннее состояние…» (2010 г.)
Вспоминаю персональные выставки художника в муниципальном музейно-выставочном центре, детской художественной школе, Дворце культуры, центральной городской библиотеке им. В. Маяковского. Интересные выставки его учеников – юных художников. Видела, как Владимир Фёдорович неравнодушно и искренне относился к своим воспитанникам и детским работам. Радовался их успехам. Он говорил: «Больше всего я получаю удовольствие от работы с детьми тогда, когда у них всё получается. Я хожу потихонечку за их спинами, держу себя за нос и хихикаю…».
Мне кажется повезло тем ученикам, которые учились у такого педагога. Он часто говорил: «У каждого - свой идеал красоты. Каждый ищет созвучную ему форму гармонии. Кто-то слушает рок-группу, а кто-то симфонический оркестр…Я одно время увлекался джазом и даже завидовал музыкантам, как им легко импровизировать. В своих работах я тоже импровизирую…»
Зеленогорцы отмечают «художественный след» Владимира Никитина. В чём он проявляется? На мой взгляд, задача педагога-художника, научить изобразительной грамоте, привить любовь к форме, чувствовать цвет и быть неравнодушным к окружающему миру, природе. Сам Владимир Фёдорович любил природу безгранично. Это всегда чувствовалось в его работах. Будь то обыкновенный полевой цветок, или зимний лес, осенний пейзаж. Конечно же, «подкупали» узнаваемые места нашей местности. Названия работ говорят сами за себя: «Лес», «Сыргыл», «Осенний Кан», «Начало лета», «Барга», «Над рекой стелется туман»… Любил повторять, что природа для него – самый щедрый учитель и вдохновитель. Такого богатства цветов и оттенков, как в природе, нет нигде».
Никитинский зеленогорский пейзаж, этим он и интересен. Видно, что художник любит и осенний, и зимний, и вечерний город. Удачно подмечены моменты заката, когда город погружается в темноту, оставляя на небе выразительные цветовые гаммы. Великолепен и зимний пейзаж: река Кан в «тихом» безмолвии, живописна и фактура льда…
Однажды художник поразил меня на одной из выставок совершенно новой «техникой». Владимир Фёдорович довольно просто объяснил «новое видение мира». Виной тому были компьютерные технологии. Он постоянно учился, экспериментировал и экспериментировал… «Когда я пишу, словно пребываю в медиативном состоянии, живу в потоке времени, в постоянном напряжении, которые поддерживаются сменой событий в культуре, стране. Для художников потока характерен анализ получаемой информации. Отсюда появляются мысли, которые превращаются в образы. Когда поток выбрасывает одну за другой картины – это акт живой, непреднамеренной жизни, внезапного порыва, душевного состояния…»
Именно осенью, 27 сентября, земля подарила нам ещё одного художника Андрея Поздеева, красноярца. Владимир Никитин (1952-2010) и Андрей Поздеев (1926-1998). Оба смотрели на мир «необычными» глазами, выразив это в своих полотнах. Любили окружающую природу, чувствовали её, отражали свои родные места…При всём при этом, они в жизни были с особым чувством доброты и юмора, мягкими в общении, внимательными собеседниками, тонкими натурами, со своими поисками самовыражения, были дарителями своих произведений… Сколько их только в МБУ «ЗМВЦ»! Это целая история, причём, отдельная…
Ещё часто отмечают, что на выставках этих живописцев чувствуется их незримое присутствие. И как верно как-то сказал поэт Эдуард Русаков: «И сегодня на его солнечных полотнах живут чистые краски, его чистая бессмертная душа». Да, точно, это о них: А. Поздееве и В. Никитине.
Несомненно, оба художника оставили свой, неповторимый художественный след в истории не только Зеленогорска, Красноярска, Красноярского края, но и всей страны…
Гаврилова Н.П.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев