Среди руин городов классических майя на фресках, на раскрашенных вазах и на каменных барельефах постоянно встречаются правители и жрецы с неизменным одеянием. Они празднуют и их церемониальные одежды несут в себе послание об этом праздновании.
Инструменты и материалы с помощью чего они изготавливают одежды, а также и узоры, украшающие их, также являются священными. Костюмы каждой деревни подчёркивают общинную солидарность и поверья. Женщины Чьяпаса ткут как делали это с начало времён, как священную обязанность, и узоры, которые они вышивают, поддерживают мир майя.
Иероглифические книги были уничтожены. Великие пирамиды и дворцы превратились в руины. За последние тысячу лет с помощью ткачества можно было позволить артистично выразить глубокую мудрость культуры майя. В текстильных изделиях Чьяпаса выражены майяские концепции времени, космоса и мифологических сил природы. Сквозь повторяющиеся циклы рождения и упадка, покорения и возрождения, ткачество сохранило схему вселенной майя.
Прошлое и настоящее в культуре майя объединено в символы. Образы древних майя выжили со схожими значениями в текстильных изделиях их потомков. Узор вселенной (ромб), который изображён на уипиле является доминирующим мотивом современных уипилей из Сан Андрес Ларраинсара. Жаба, которая зафиксирована на платье женщины из Йашчилана, вновь появляется в стилизованном виде в современных текстильных изделиях высокогорья Чьяпаса.
Текстильные узоры переступили границы времени потому, что они принадлежат духовному началу. Узоры появляются во сне ткача, редкие церемониальные костюмы охраняются старейшинами, а на святых надето несколько прекрасных «увиденных в хороших видениях» уипилей. Каждый наряд для святого является священным хранилищем. Со временем уипили стареют, теряют цвет и превращаются в пыль и тогда готовится новая уипиль, с использованием древних традиций, которую затем и предлагают святому.
В каждый период культурных изменений происходит возрождение старых узоров, а также внедрение инноваций, обогащающих искусство ткачества.
Как выглядит майяский текстиль . У современных узоров 4 основных вида: ромбы, которые символизируют землю и небо как нечто единое; волнообразные формы, например, змеи, которые символизируют плодородие земли; 3 вертикальные линии, что означает создание земли, мира, общину и её историю; и репрезентативные изображения, например, жаб (музыкантов дождя) и покровительствующих святых.
В центре ромба часто изображают бабочку, символ солнца и центра космоса майя. Ромбовидные узоры могут покрывать как всю уипиль, так и могут располагаться вдоль боков, либо ромбы могут быть разделены пополам, формируя таким образом горизонтальный узор вдоль нижней части.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев