Какой из этих рынков сбыта важнее для Приднестровья?
Россия или Африка – какой рынок сбыта важнее для Приднестровья? Уверен, что многие, даже не задумываясь, ответят однозначно на этот вопрос, причем мы все знаем, как именно они ответят. И еще удивятся – как такое вообще можно спрашивать? Но не все так однозначно, как кажется на первый взгляд.
Когда заходит речь об экспорте Приднестровья, то и наша официальная пропаганда, и наши СМИ, и наши политики основной акцент чаще делают на Россию. И каждый раз нам кто-то обязательно расскажет о перспективности и важности российского рынка для Приднестровья. Причем обычно будут использовать такие формулировки, что у неискушенного зрителя и потребителя про-российской пропаганды может появиться ошибочное мнение, что российский рынок для ПМР является чуть ли не самым важным и крупным экспортным рынком.
Об этом очень часто любят разглагольствовать и активисты про-российского курса для ПМР среди населения Приднестровья, и активные участники форумов и обсуждений. Каждый раз, когда заходит речь об этом, от них только и слышишь о том, что в Россию якобы уходит большая часть нашей экспортной продукции, что только благодаря российскому рынку у нас вообще есть экспорт. Что именно с Россией необходимо развивать торговые отношения, даже если это приведет к потере торговых связей с ЕС.
Этот миф уже настолько укоренился в сознании наших про-российский активистов, что никакие статистические данные или аргументы, которые противоречат их вере и убеждениям, для них не являются аргументами. Они верят в свои сказки – и эта вера в сказки для них важнее всех фактов, статистических данных, объективной реальности и т.д.
Руководство республики, несмотря на свою фонтаноманию и любовь к паркам на территории ПМР, намного более здраво ведет себя в вопросе внешней экономической деятельности. В руководстве республики не смешивают торговлю, бизнес и политику. Поэтому они не делают большого акцента на российский рынок, а важность того или иного рынка определяют фактической емкостью рынка, потенциалом экспортного рынка, логистикой, возможными рисками и т.д.
Что нам это дает? Во-первых, мы имеем большую диверсификацию рынков сбыта своей продукции. В отличие от всех остальных самопровозглашенных республик на территории бывшего СССР, мы единственные не зависим от экспорта в Россию и почти 80 % нашего экспорта уходит в страны ЕС, Молдову и Украину, т.е. именно те страны, которые не являются партнерами и «друзьями» для России.
Во-вторых – диверсификация рынков сбыта позволяет нам компенсировать потери на одном рынке поставками на другой рынок. Ни одна другая самопровозглашенная республика бывшего СССР подобного себе позволить физически не может, ведь у них более 90 % экспорта приходится на Россию и любое сокращение экспорта в Россию априори приводит к падению всего объема экспорта республики. А значит, Россия может диктовать свои условия этим самопровозглашенным республикам.
У нас в Приднестровье ситуация иная. Несмотря на то, что экспорт в Россию стабильно сокращается уже много лет подряд, общий объем приднестровского экспорта имеет тенденцию к увеличению. В частности, по итогам первых двух месяцев 2021 года экспорт в Россию сократился еще на 18 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а общий объем нашего экспорта увеличился на 13 %. Главный образом, благодаря увеличению нашего экспорта в ЕС (+ 53 %) в общем, и в Польшу в частности (рост составил 317 %).
А наличие экспортных поставок – это работа для наших предприятий, работа и зарплата для наших жителей, налоговые отчисления в бюджет, отчисления в пенсионный фонд и т.д. Это основа нашего существования и функционирования как республики.
Никто не спорит с тем, что у нас в республике очень сложная ситуация с нашей экономикой и крайне низкий уровень жизни по сравнению с нашими соседями или странами ЕС. Но это закономерный итог нашей 30-летней не легитимности. Нельзя быть незаконной республикой без официального международного признанного статуса и рассчитывать на развитие экономики республики и рост благосостояния ее жителей. Признавать нас никто не собирается и даже Хоржан не способен добиться признания ПМР или объединения с Россией, хоть и указывает этот тезис 9-м пунктом в своей гипотетической программе кандидата в президенты ПМР, обманывая избирателей и давая им надежду на то, что чудеса и сказки могут быть и в реальной жизни.
В такой ситуации у нас есть только два пути. Первый – это легализация ПМР в виде автономии в составе Молдовы. Но даже гипотетический кандидат в президенты Хоржан О. О. не решится идти на выборы с лозунгом про автономию в составе Молдовы.
Второй вариант – пока у нас нет легитимного статуса руководить республикой должен не политик без гроша за душой, а бизнесмен, менеджер, экономист, который именно благодаря своим качествам бизнесмена способен ставить на первое место экономические интересы республики, а не пустую политику. Бизнесмен, который сможет увидеть перспективу и возможности там, где политик видит только врагов и друзей. Человек, который умеет договариваться с бизнес-партнерами, способен объективно оценить возможные риски и перспективы. У Хоржана нет ни таких качеств, ни опыта, ни команды, которая может ему в этом помочь.
Играть на недовольстве народа нынешней ситуацией в республике, которая является прямым следствием нашей не легитимности, и иметь возможность исправить ситуацию в республике к лучшему – это совершенно разные понятия. В действиях сторонников Хоржана и наших коммунистов мы видим только первое, но ни от его активистов, ни от самого Хоржана мы не видим и не слышим реальных предложений по второму пункту.
А причем тут Африка, тем более в контексте сравнения Африки и России? По итогам первых двух месяцев 2021 года экспорт ПМР в Россию и в Африку практически одинаков по объему. Экспорт в Россию составил 7,7 % от всего экспорта ПМР. А экспорт в Африку оказался лишь чуть-чуть меньше, чем в Россию – 7,4 % от всего объема нашего экспорта. Кто еще год назад мог подумать о том, что две небольшие бедные африканские страны – Сенегал и Мали – будут покупать у нас практически столько же, сколько и наш «главный политический партнер» - Россия, несмотря на размер самой страны и прочее?
То, что Россия традиционного не окажется в списке трех важнейших экспортных партнеров ПМР – это было и так многим понятно. Хоть среди лидеров и произошли перемены, но это по прежнему Молдова (первое место с долей 34,1 %) и страны ЕС: Польша (ее доля 12,7 %) и Румыния (12,2 %). Но что Россия окажется на уровне Африки в рейтинге важнейших экспортных партнеров ПМР – это большой сюрприз. Но это факт. Пока лишь забавный факт, но все-таки факт.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев