«ТРОИЦА» АНДРЕЯ РУБЛЕВА Любовь, ждущая ответа Перед иконой Святой Троицы Андрея Рублева можно стоять часами. Разве эта икона, с неземной гармонией цветов и линий, глубоким внутренним покоем ангельских ликов, не шедевр изобразительного искусства?… Но почему именно этому изображению было суждено стать выразителем православного учения? Очевидно, здесь дело не только в непревзойденном мастерстве кисти художника. Разве мало в мире шедевров? Иконописец удивительным образом смог прикоснуться к глубокой тайне — тайне Бога. Христианское благовестие сказало о Боге такое, чего не мог ожидать никто: Бог Один, но Он — не одинок! Он есть Троица: Отец, Сын и Святой Дух, но не три бога в Троице. Лица не разделяют на части Божественную Сущность: здесь Три есть Одно, а Одно равняется Трем! О чем же ведут беседу Три Божественных Лица, изображенные Рублевым в круге вечности? Протопоп Аввакум в начале своего «Жития» размышляет над этим Предвечным Советом. Отец говорит Сыну: «Создадим мир!», и Сын отвечает: «Да, Отче!». «Но этот мир, — продолжает Отец, — отпадет от своего пути, и для того, чтобы его спасти, Тебе придется стать человеком и умереть». «Да будет так!» — говорит Сын… И если люди не могут верить в то, что три Лица Святой Троицы составляют одно Божественное существо, то потому только, что они враждуют друг с другом и думают, будто всякий человек или вообще всякое живое существо противно другому, мешает ему. Но ведь случается порой, что враждебное чувство противоположности уходит, борьба людей отступает. Тогда их сердца наполняются любовью друг к другу, они радуются своей близости так, что им не тесно, а радостно вместе, как будто бы у них одна душа, одна жизнь, и как хотелось бы, чтобы так оставалось вечно!… Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым, не есть только шедевр изобразительного искусства. Иконописец смог отразить в ней глубочайшую христианскую истину: Бог не только есть Вечная Любовь Трех Лиц. Эта любовь обращена к человеку, она зовет внутрь Предвечного Совета! Именно это выражено в композиции иконы, при которой смотрящий ощущает себя как бы внутри круга обращенных к нему Божественных Лиц. Ведь Бог, в которого верят христиане, не есть Главный Надзиратель, или тем более, Великий Мститель. Он есть Любовь, которая смотрит в глаза — и ждет вашего ответа. Протоиерей Павел Великанов
    2 комментария
    98 классов
    Мне иногда задают вопросы, а почему я верю в Бога несмотря на то, что наука доказала... и далее всё в таком же духе. Или - а почему именно Православие, несмотря на весь джентльменский набор свинцовых мерзостей церковной жизни (и в настоящем, и в прошлом). На такие вопросы не так уж сложно дать ответ, если отталкиваться от личного опыта и не пытаться вещать от лица Церкви. Но тут есть один довольно серьёзный контраргумент. Формулируется он в разных случаях по-разному, но суть такова: а почему вы абсолютизируете свой личный опыт? Почему именно его берёте за критерий истинности вашего мировоззрения? Почему не допускаете мысли, что просто-напросто обманываетесь? Не кажется ли вам, что этот ваш мировоззренческий выбор (то есть Православие) чисто субъективен? Просто вам так удобнее жить, в расписной иллюзии. Развивая эту мысль, нам говорят: а ведь если бы вы действительно стремились к истине, то пришлось бы вам смириться с тем, что истина вполне может не совпасть с вашими «хотелками». По-настоящему мыслящий человек, говорят нам, должен отключить эмоции и принимать лишь безусловно доказанные вещи. Сколь бы печальны они ни были. Таков, к примеру, научный подход. Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе — не зависит от того, каких фантастических книжек мы начитались в детстве и что успели себе навоображать. Более того, Истина с большой буквы настолько больше вас, что просто не может совпадать с вашими человеческими представлениями о ней. А далее делается «контрольный выстрел в голову»: вот и ваша православная вера (или, шире, христианская вера в любом конфессиональном варианте) — это именно что иллюзия. А правда состоит в том, что «нет в мире ничего, кроме движущейся материи», поэтому все наши просветления, духовные воспарения, равно как и терзания совести — это не более чем движение электронов в нервных клетках. Да, это неприятно признавать, да, это выводит вас, христиан, из зоны комфорта, да, вы почувствуете бессмысленность всего и вся. Но имейте мужество взглянуть правде в глаза! Если вы, конечно, мыслящие люди, а не ущербные личности, которые прячутся в религиозные фантазии от реальных жизненных проблем. Ну и далее в том же духе. Есть ли хоть какая-то правда в приведённом пассаже? Да, есть. Правда в том, что истина (если она вообще есть) объективна, то есть не зависит от наших желаний. И что, познавая истину, действительно приходится выходить из зоны комфорта. Более того, христианская вера прекрасно знает, что людям свойственно обманываться, что самообман возможен и в духовной сфере. Называется это «прелесть», то есть «лесть» в превосходной степени. Лесть самому себе (мол, я так духовно продвинут, что со святыми, ангелами и Самим Богом на короткой ноге). И да, Бог действительно не таков, каким многие люди Его представляют. Но всё остальное тут — ложь. Или, говоря точнее, психологическая манипуляция, причём даже не особо тонкая. Суть её в том, чтобы, воздействуя на самооценку оппонента (он же «всерьез мыслящий, а не какой-то ущербный фанатик»), навязать ему свои мировоззренческие представления как безусловно верные и обязательные к принятию (мы же понимаем, что «в мире нет ничего, кроме движущейся материи», и так далее, и тому подобное). А правда в чём? По-моему, в том, что Бог сотворил нас свободными. И свой мировоззренческий выбор мы делаем свободно, то есть это акт нашей воли, а не какая-то стальная неизбежность, вытекающая из бесспорных и обязательных к принятию законов природы.
    2 комментария
    15 классов
    В большие праздники церковный устав предписывает звонить “во вся тяжкая”. А еще нужно обниматься, целоваться, шуметь и радоваться Воскресению по-христиански — как это, рассказывает архимандрит Савва (Мажуко).
    1 комментарий
    5 классов
    Тема, посвященная работе группы. Свои вопросы и предложения к администрации группы Вы можете оставлять в комментариях к данной теме.
    17 комментариев
    124 класса
    Старенький батюшка читал на Литургии Евангелие. Чинно. Торжественно. С чувством. Потом старательно закрывал старинную книгу и поранился о тяжелые металлические застежки. Пошла кровь. Совсем немного. Справились. А вопрос остался: Разве можно пораниться об Евангелие? Конечно, если речь идет о тяжелом фолианте в латунном окладе, ответ очевиден. Но верующие — народ мнительный: — Но ведь это святая Книга! Неужели встреча с Богом может принести боль и страдание? Неужели о Бога можно пораниться? Мысль о встрече с Богом живет в каждом человеке, атеист ты или верующий. Возможно, испуг перед неизбежностью этого события толкает людей на протест, рождает попытки спрятаться от Бога или – куда надежнее! — отменить Бога и окончательно успокоиться, чтобы жить в счастье и радости! Только никак не успокаивается, где-то внутри мучает, и беспокойная активность современных безбожников — лучшее подтверждение тому, что навязчивое желание «поставить Бога на паузу» неизбежно проваливается каждым поколением богоборцев. Встреча с Богом неизбежна. Этот факт, принятый с последней серьезностью, способен напугать самых стойких. Если Бога нельзя отменить, может, удастся с Ним договориться? И этим путем идет большинство.
    3 комментария
    30 классов
    Это история бывшего пастора пятидесятнической деноминации «Ассамблеи Бога», который нашел свой путь к ранней Церкви и обрел истину в Православном христианстве.
    0 комментариев
    2 класса
    «Наверное, папа мальчика хочет», — говорили о семье Елены Кучеренко, в которой растет пять дочерей. И родители воспринимали это со смехом. Но однажды четырехлетняя тогда Тоня после такого комментария спросила: «Мама, а что, папа нас не хотел?..» Елена рассказывает о бестактных комментариях незнакомых людей и о тех, чьи слова ее согревали.
    3 комментария
    27 классов
    РЫЦАРЬ ПРАВОСЛАВИЯ Одно из последних автобиографических интервью протоиерея Димитрия Смирнова Он был величественный, как лев. И трепетный, как самая заботливая нянька, в отношении всех слабых, беззащитных. Почетный председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, основатель и духовный попечитель трех приютов для детей. Его приход, включавший 8 храмов, насчитывает тысячи прихожан. 21 октября 2020 года преставился ко Господу отец Димитрий Смирнов.
    6 комментариев
    56 классов
    Мученики не отрекались от веры и шли на страдания за Господа не потому, что у них были убедительные рациональные аргументы. Никто не вспоминал ни о каких аргументах, когда христиан обмазывали смолой, подвешивали на столбы и поджигали. Но ведь никто не отказывался от Господа, если чувства были очень сильные, вера была очень сильная — настолько, что охватывала все существо человека и он просто не мог отречься от Господа. Святейший Патриарх Кирилл
    0 комментариев
    34 класса
    Пашка заявился задумчиво-растроганный какой-то. Долго вздыхал, но не кряхтя по-старчески, а, опять же, намекая на осенившую его светлую голову мысль. – Хор-рош, – поздоровалась жена. – Чего пришел? – Мысль у меня! Пришел поделиться. – Ты осторожней с мыслями-то. Тяжесть, поди, неимоверная. Справившись с дружеским подтруниванием, запивая овсяное печенье третьей уже чашкой чая с медом, поведал о своем очередном просветлении:
    1 комментарий
    32 класса
Фильтр
Закреплено
  • Класс
Показать ещё