– Расскажите, пожалуйста, о первом знакомстве с иконой.
– Первая моя встреча с иконой была в детстве. Моя мама Эмилия Ивановна Глебова – профессиональный художник-график, ученица знаменитого Евгения Кибрика – старалась приобщать нас с сестрой и братом к творчеству с раннего возраста. Можно сказать, что я выросла в художественной мастерской, сама рисовать начала буквально с 2 лет. Мама давала нам кисточки и краски для рисования на стенах большой комнаты. Мы с удовольствием разрисовывали большие плоскости стен, используя стремянку, чтобы достать повыше. Мама водила нас в Пушкинский музей, Третьяковскую галерею, приобщая к высокой культуре. Мама показывала нам альбомы по изобразительному искусству, объясняла художественный смысл произведений. Среди альбомов были издания с репродукциями икон. Мы слушали мамин рассказ о совершенстве линий, характерном цветовом решении в иконах, об их особой композиции. А еще само творчество мамы, которая в своих работах большое внимание уделяла композиционному решению, подготовило меня к пониманию иконы.
В 7 лет я поступила в Краснопресненскую детскую художественную школу, а затем в Московскую среднюю художественную школу. Эта школа хороша тем, что ученики с младших классов учатся профессионально рисовать и за время учебы успевают пройти разные периоды увлечений той или иной стороной художественного творчества, тем или иным стилем. Мы изучали рисунок, живопись, скульптуру, рисовали с утра до позднего вечера... Особую роль сыграли занятия по истории искусства: наша преподаватель, Марина Викторовна Меркулова, была верующим человеком, и она нас подвела к мысли, что икона – венец, совершенство в изобразительном творчестве.
Она показывала нам на примерах, как христианское искусство брало отовсюду – из высокой античной культуры, египетской, сирийской – лишь самое лучшее. К окончанию школы я поняла, что не хочу заниматься реалистическим искусством, меня интересует только иконопись, и это как раз совпало с моим приходом к вере. Даже был некоторый кризис – я чувствовала, что не могу найти адекватного выражения своих устремлений, своей веры на языке академического искусства, а новый язык еще мной не был изучен.
– Расскажите подробнее про приход к вере.
– У меня в возрасте 8 лет была учительница, которая вела лепку. Она очень верила в меня, в мои художественные способности, восторгалась моим творчеством. Это очень вдохновляло меня. У нее дома собирался круг людей, которые читали и обсуждали Библию, так что Евангелие я впервые увидела именно у нее. Правда, как потом оказалось, Евангелие было и у нас дома. Мама его читала. Я тоже стала читать, молиться своими словами, даже ходила в храм, но считала, что крещение мне принимать рано, хотя хотела уже давно.
Однажды, когда я училась в старших классах, мы со школой поехали во Псков, на раскопки и на этюды. Подруга в храме познакомилась с отцом Рафаилом (Огородниковым). Съездив к нему в Порхов, она и мне предложила поехать пообщаться с этим открытым для людей священником. После беседы отец Рафаил сказал, что мне необходимо креститься, но сначала надо съездить к отцу Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь, за благословением.
Когда я впервые увидела отца Иоанна, в голове возник образ доброго доктора, стремящегося помочь страждущим. Он сказал, когда меня надо крестить, в честь какой святой, а потом благословил после крещения сразу причащаться приехать в Печоры. Так все было и сделано, я крестилась под Преображение у отца Рафаила и сразу же поехала в Печоры. Причащалась первый раз в Успенском соборе монастыря на ранней Литургии, а вечером в приемной братского корпуса отец Иоанн ждал меня на беседу.
Мои воспоминания о нем – это всегда невероятная любовь его к приходящим людям, сострадание к их бедам и горячее участие. После каждой встречи я чувствовала себя будто озаренной, согретой невидимым светом. Я стала ездить к отцу Иоанну часто, просила советов, касающихся моей жизни, показывала свои первые иконы. Он объяснял, как писать, каким должен получаться образ. Он говорил, что важно учиться рисунку, живописи, получать художественное образование, отдавая учебе все силы. В письме он писал мне, что важно, чтобы была верная рука и верное Христу сердце, тогда можно стать настоящим иконописцем. От того, как занимаюсь академическим рисунком и живописью, зависит, смогу ли я писать иконы. Мне, оканчивающей МСХШ, было тогда трудно его понять… Рисовать постановки, натюрморты – эти академические занятия казались мне скучными. Очень хотелось писать и рисовать святые образы, что я тайно и делала. Это потом я поняла, насколько важно иконописцу быть именно профессионалом, и сейчас учу студентов, обращая особое внимание на занятия рисунком, живописью, композицией... Иначе просто нельзя, не получится правильно написать икону, ведь она гораздо больше, чем академическое искусство, а значит, включает в себя и его достижения.
– Получается, что после воцерковления вы, не раздумывая, пошли поступать в иконописную школу при Московской духовной академии?
– Меня благословил на это отец Иоанн. Так и велел сказать на вступительном экзамене, что это его благословение, что он просит принять…
Учеба в иконописной школе, в Троице-Сергиевой лавре меня очень поразила и вдохновила. Моим преподавателем по иконописи была ближайшая ученица монахини Иулиании (Соколовой) иконописец-реставратор Екатерина Сергеевна Чуракова – глубоко верующий человек из творческой интеллигентной семьи. Ее родители учились у Валентина Серова, другом их семьи был великий художник Михаил Нестеров, который часто бывал у них дома в гостях и показывал свои эскизы к картинам. У нее была большая семья – 7 братьев и 2 сестры, все рисовали и потом стали художниками и реставраторами. В работах самой Екатерины Сергеевны, которые она нам показывала, была видна высокая школа рисунка и живописи. При этом она была глубоко духовным, невероятно скромным человеком – таким, каким и должен быть иконописец и вообще христианин. Она постоянно говорила: «Нужно учиться, глядя на древние иконы, следовать древним образцам в их подлинности». Сейчас это я пытаюсь донести уже до своих студентов.
Вся учеба вспоминается как счастье – радость от присутствия на богослужениях, счастье, когда ты находишься в музее, начинаешь всматриваться в древнюю икону, изучать и тщательно копировать, буквально погружаешься в нее, так что весь мир вокруг исчезает.
В иконописной школе особую, удивительно творческую, добрую атмосферу создавал отец Лука (Головков), знаю, что та же атмосфера там существует и сегодня. Из многодетной семьи своих родителей он вынес опыт тепла, заботы – и перенес это на школу. Его методы общения и воспитания студентов мне кажутся самыми правильными и действенными. Главное в них – доброта, стремление понять учащегося. Воспитание не нотациями и строгостью, а добрым примером, молитвою, служением и терпением. Я пытаюсь этому следовать по мере сил, но не всегда получается…
По окончании иконописной школы вернулась в Москву (по благословению отца Иоанна), где уже нужны были преподаватели иконописи в недавно открывшийся Свято-Тихоновский институт. Отец Иоанн считал: нужно, чтобы духовник был рядом, там, где ты живешь, и мы с подругой попросили у него благословение ходить и духовно окормляться к отцу Владимиру Воробьеву. Так мы стали духовными чадами отца Владимира.
Нет комментариев