«Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина Царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14: 17–20).
«Долина Шаве, что ныне долина Царская», где Авраам, возвращавшийся из похода, повстречал сразу двух царей – царя Содомского и царя Салимского, – это, как утверждает знаменитый еврейский историк Иосиф Флавий, не что иное, как долина Кедронская (она же Иосафатова) возле нынешнего Иерусалима. Впрочем, есть у историков на этот счет и другие версии…
С царем Содомским вроде бы все понятно – это тот самый Бера, который и возглавил коалицию пяти городов, восставших против Кедор-Лаомера Эламского. В Библии говорится, что Бера не погиб в битве в долине Сиддим, потому что во время бегства вместе с царем Гоморским упал в смоляную яму.
Когда отшумела битва, Бера, очевидно, выполз из этой ямы и вот теперь вышел встречать Авраама. И даже, расщедрившись, не хотел брать себе ничего из своего же имущества, которое присвоили было себе пришельцы с севера, но теперь опять возвращали вместе с другими трофеями.
«И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю» (Быт.14: 21–24).
И здесь, рядом с самым ничтожным из царей земли Ханаанской, стоит еще один человек – Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Всевышнего.
> Великий потомок Хама
Царь-священник Мелхиседек, безусловно, одна из самых таинственных фигур во всем Священном Писании. Что значит «священник Бога Всевышнего»? Ведь храм в Иерусалиме будет построен лишь через тысячу лет! Что значит «царь Салима»? Почему Мелхиседек оказался сейчас в этой долине вместе с этим злосчастным царем Содомским?
Дадим слово святителю Димитрию Ростовскому, который на рубеже XVII–XVIII веков основательно проработал древние святоотеческие толкования:
«О Мелхиседеке многие написали различные свои мнения. Некоторые из евреев полагали, что это был Сим, сын Ноя, а может быть, и сам Ной, другие же в нем видели Еноха. Ориген и Дидим считали Мелхиседека за ангела, а некоторые из еретиков говорили, что это был Дух Святой… Нам же пусть будет известно то, что Мелхиседек во всем был подобен нам, имел отца и мать из племени Хамова и был одним из царей или царьков земли Ханаанской; но из всех ханаанских царей он один познал единого истинного Бога, сотворившего небо и землю, и служил Ему чистыми жертвами; царем же был он в городе Салиме…»[4].
Точно так же толкует и святитель Филарет:
«Вероятно… он происходил от народов, живших в Палестине; ибо у них был и царем, и священником. Сколь просто и естественно сие последнее мнение, настолько все прочие противоречат каждому слову сказания Моисеева… Он был священник Бога Всевышнего… Мелхиседек был славный по всей Палестине служитель истинного Бога. В сем нет невозможного для таких времен, в которые “не исполнилась еще мера грехов Аморрейских”…»[5].
Когда-то давным-давно, еще до потопа, у праведного Сифа родился сын, которого назвали Енос. «Тогда, – говорит нам Писание, – начали призывать имя Господа» (Быт. 4: 26). Здесь говорится, как считают многие толкователи, о начале общественного богослужения. Так что Еноса, сына Сифова, можно назвать первым в истории священником Бога Всевышнего. А сразу после потопа жертву Богу принесет праведный Ной.
«Мелхиседек, – разъясняет знаменитый русский библеист Лопухин, – был последним представителем того первобытного священства, некоторые намеки на которое мы находим в истории Еноса и Ноя (Быт. 4: 26, 9: 9); это… служение религии первобытного откровения, остатки которого, как звезды на темном горизонте, продолжали еще сохраняться и среди мрака языческого суеверия и идолопоклонства»[6].
Ну что ж, почему Мелхиседек назван в Писании «священником Бога Всевышнего», мы, кажется, разобрались. Теперь нам осталось разобраться в том, что же это за город такой – Салим…
> Где находился древний Салим?
Вернемся к «Келейному летописцу» святителя Димитрия Ростовского:
«Думаем, что тот Салим не был Иерусалимом, хотя многие так полагали, называя Салим Иерусалимом; он был иным городом. Ибо Салим был в участке Манассиным, близ Енона и Скифополя, при реке Иордане, Иерусалим же … на горе Мориа, … на которой Авраам приносил своего сына Исаака в жертву Богу, когда там в то время еще не было города, но было пустое место, разве немногими окрестными земледельцами населяемое. А когда Мелхиседек встретил возвращающегося с сечи Авраама, в то время Исаак еще не родился. Отсюда ясно, что Мелхиседек был царем того Салима, который при Иордане, близ которого впоследствии во дни Христовы крестил Иоанн…
Что же касается того, что Мелхиседек, как говорят, был создателем Иерусалима, то он был разве только после той жертвы, которую Авраам приносил на горе Мориа, вознося Исаака в жертву. Это сказание может быть достоверным, именно то, что святой муж Мелхиседек… переселился сюда из Салима, расположенного при Иордане, и создал город, назвав его именем Иерусалим».
Итак, святитель Димитрий убежден, что под Салимом, городом, которым правил Мелхиседек, следует понимать не нынешний Иерусалим, которого тогда просто еще не существовало, а город на севере Святой Земли, недалеко от Беф Сана (Скифополя), чуть в стороне от нынешней трассы 90 и блокпоста, где в наше время всегда останавливаются на проверку туристические автобусы.
И действительно, о древней традиции почитания именно этого места как столицы праведного ханаанского царя свидетельствуют дневники паломницы Эгерии (IV в.). Вот как она описывала свое путешествие по Иорданской долине:
«В этой долине была большая деревня, сейчас она зовется Седима. В центре деревни, расположенной посреди долины, возвышается холм… Ниже хорошо видны остатки древней крепостной стены, окружавшей когда-то холм. Камни из этой стены можно встретить и в самой деревушке. Я спросила, как называется это живописное место, и мне ответили, что это город Мелхиседека. Раньше это место называлось Салем, откуда и происходит нынешнее искаженное название Седима»[7].
Что же тогда заставило царя-священника прийти в эти дни на юг, в долину Царскую, то есть практически в те места, где располагается нынешний город Иерусалим?
У святых отцов прямого ответа на этот вопрос нам обнаружить не удалось, поэтому дерзнем выдвинуть свою версию…
> Посреди земли
Как справедливо полагает святитель Димитрий, до жертвоприношения Авраамова никакого города на месте нынешнего Иерусалима еще не существовало (с этим согласятся и современные археологи). Хотя здесь и могли находиться какие-то мелкие ханаанские поселения. Но был в этой «пустыне», на западном склоне горы Мория, один очень важный объект – невысокий искусственный холм, своими очертаниями напоминающий человеческий череп. Речь идет о Лобном месте, Голгофе.
Устойчивое церковное предание говорит нам о том, что через какое-то время после потопа Ной разделил мощи Адама, взятые в ковчег из его гробницы. Главу Адама, опять-таки, по особому указанию Божьему, сын Ноя праведный Сим принес в самый центр мира, где и захоронил торжественно, сверху насыпав холм. Так на западном склоне горы Мория и появилась Голгофа…[8]
Первые обитатели этих мест, ханаанцы, потомки Хамовы, наверняка почитали этот таинственный холм. Можно предположить, что на его вершине или поблизости приносились различные жертвы[9]. И конечно, время от времени сюда из города Салима приходил помолиться и принести жертвы священник Бога Всевышнего, Мелхиседек, к которому с невольным почтением относились даже впавшие в идолопоклонство хамиты.
Когда до земли Ханаанской дошли известия о том, что из далекой Месопотамии идет на них войной огромное войско Кедор-Лаомера Эламского и союзных ему царей, ханаанцы не на шутку перепугались. Они начали усиленно молиться и приносить жертвы своим божкам: Ваалу, Астарте и прочим. Заодно царь Содомский послал гонцов и к царю Салимскому. Приди, мол, помолись своему Богу, принеси Ему жертвы на том месте, которое ты так почитаешь. Хуже-то от этого никому не будет…
И вот на этот призыв Мелхиседек откликается. Может быть, потому, что хочет показать, что ему тоже небезразлична судьба его соплеменников, даже впавших в самые разнузданные разврат и язычество. А может быть, просто чувствует, что именно сейчас он зачем-то обязательно должен быть там, в центре мира…
Ведь именно там, в долине Царской, недалеко от нынешнего Иерусалима, ему предстоит встретиться и благословить того, от кого произойдет Царь Царей и Спаситель мира…
И все-таки еще один вопрос остается для нас нерешенным. Что же заставило, в конце концов, Мелхиседека переселиться поближе к Голгофе, оставив свой родной Салим, и основать новый город с таким же названием Салим, или Иерусалим?
Святитель Димитрий говорит, что Мелхиседек, обладавший пророческим даром, предчувствовал, что самые важные события в истории человечества еще случатся в этих местах. Это объяснение нам кажется вполне убедительным. Но еще более понятным станет для нас решение Мелхиседека основать новый город, если мы вспомним, что случилось с Содомом и другими городами ханаанского Пятиградья…
> Гибель Содома
Комментарии 6
А что Вы ожидали встретить в пост_эдемской, но до_евангельской хронике?) Неужто райскую идиллию?))... Мы же все, по большому счету, дети евангельской благодати. Даже если сами этого не хотим, но! - по воспитанию, по происхождению, по самОй своей истории, если не прямо, то косвенно - но дети. Вся основа современной цивилизации - она пока еще и базируется, и уходит корнями в мораль, нравственность и культуру именно христианства. Даже атеисты - пока еще! - были воспитаны в этой системе... Так что не удивляет, что ветхозаветная хроника, которая евангельской благодати и близко не знала - покрыта "сплошными войнами" )))...
Хотя этот Ваш "пробный" взгляд - далеко не уникальность. Он просто заточен на исторических "ярких" событиях, которые щекочут нервы)) - это же так нам привычно: хотеть "необычного". А вот законодательные и вероучительные моменты такой взгляд обычно пропускает - ибо считает их скучной "преснятиной". Это мимо
...ЕщёА что Вы ожидали встретить в пост_эдемской, но до_евангельской хронике?) Неужто райскую идиллию?))... Мы же все, по большому счету, дети евангельской благодати. Даже если сами этого не хотим, но! - по воспитанию, по происхождению, по самОй своей истории, если не прямо, то косвенно - но дети. Вся основа современной цивилизации - она пока еще и базируется, и уходит корнями в мораль, нравственность и культуру именно христианства. Даже атеисты - пока еще! - были воспитаны в этой системе... Так что не удивляет, что ветхозаветная хроника, которая евангельской благодати и близко не знала - покрыта "сплошными войнами" )))...
Хотя этот Ваш "пробный" взгляд - далеко не уникальность. Он просто заточен на исторических "ярких" событиях, которые щекочут нервы)) - это же так нам привычно: хотеть "необычного". А вот законодательные и вероучительные моменты такой взгляд обычно пропускает - ибо считает их скучной "преснятиной". Это мимо сознания даже действует - опять-таки, из внутреннего устройства среднестатистического нашего современника)))
Я и не говорю пока в категориях "правильно - неправильно" )) Если только "преждевременно" - это я о выводах... Хотя, с другой стороны, любые "выводы" относительно того или иного контекста Писания - преждевременны. Причем у любого человека. И это - нормально: ведь сам читающий Библию - постоянно меняется. Соответственно, меняются и его "выводы", причем местами и вполне даже вероятно - на диаметрально противоположные)))...
Спаситель ведь нам не говорит: "Прочтите Писание, сделайте выводы - и отложите его в сторонку". Нет, Он говорит: "ИССЛЕДУЙТЕ Писание". И в этом смысле, очень важно понять, а в чем же именно состоит такое "исследование".