Дети почти работники. Дети с 7–8 лет могут быть практически полноценными участниками в работе по наведению порядка в доме. Это люди, по уровню развития, психическим и физическим возможностям способные выполнять собственно работу – выполнять посильное, но взрослое, ответственное дело. В 7 лет «в прошлом» ребенок был способен уже выезжать с отцом в военный поход, способен был пасти скот, быть няней, и не только у своих младших братьев и сестер, но зарабатывать так на жизнь. Не будем обсуждать, чем хороша и чем плоха ранняя социализация. И ни в коем случае не призываю возрождать традиционную ситуацию, в которой дети с семилетнего возраста оказываются вовлечены во взрослую жизнь своего класса. Просто обращаю внимание: ребенок в 7–8 лет – не грудной младенец, он способен к серьезной работе, и такие простейшие действия, как подмести пол, помыть зеркало, пропылесосить в двухкомнатной квартире, он как человек точно способен выполнить и запросто может это сделать, причем без подсказок и контроля со стороны родителей. Еще и еще раз подчеркну – конечно, это все не просто бывает. И все же – это возможно.
Все равно придется напоминать и организовывать. Одна крайность – считать школьника «еще маленьким» для домашних дел, но другая – наоборот ожидать от него слишком многого. На самом деле здесь очень многое зависит от конкретного ребенка. Один уже с 7-ми лет все выполняет хорошо, правильно, вовремя, без напоминаний. А другому надо сто раз напомнить. И тут далеко не всегда дело в воспитании, речь может идти о детях из одной и той же семьи. Один ребенок сам по себе собранный, внимательный, в том числе к мелочам, а другой – просто более рассеянный, медлительный, легко отвлекается. У меня самой есть два близких по возрасту ребенка одного пола, вот одному и говорить не надо - сам пришел, убрал всю кухню (даже лучше, чем я это сделала бы сама); а другому скажешь, ласково напомнишь, строго напомнишь - только с четвертого раза сделает, и кое-как. Тут просто стоит принять это самое: все разные. И «неудобному» ребенку – который в других отношениях просто сокровище! – просто всегда все напоминать и каждый раз иметь ввиду: придется сказать три раза. И обязательно проверить и показать, что он сделал не так, просить доделать или переделать. И для такого ребенка особенно важно – хвалить результат, причем выделяя реальные достижения: не забыл постель застелить, ровно книжки расставил, умничка! И так – много лет без надежды на изменение ситуации. Ничего страшного в этом нет, просто терпение и еще раз терпение. «Терпением вашим стяжите души ваша» – это немного и про это тоже.
Часто даже подросшему ребенку хорошо предлагать четкий пошаговый алгоритм действий, проговаривать, может, даже чек-лист делать – что именно ты ждешь от ребенка. Понятие чистоты у всех разное. Представление о том, что такое «чистый пол» у каждой хозяйки свое. Даже в одной семье: для мамы чистый пол – одно, для папы– другое, для подростка – третье, а для семилетнего ребенка – четвертое. Когда я произношу «вымыть пол на кухне» – все представляют разные действия. Кто-то возьмет швабру с автоматическим отжимом, окунет в ведро с водой, «подметет» влажной шваброй пол, заметет мусор на совок – и готово. Другой вынесет стулья, сначала подметет пол веником, потом на коленях отмоет руками каждую плитку на полу и плинтус тоже не забудет, скребком отчистит то, что прилипло; мыть будет в трех водах: один раз со средством для мытья полов, потом дважды – чистой водой. В общем, маме или другому организатору домашней уборки не стоит ожидать, что его представление о «чистой раковине» или «уборке в комнате» – это представление любого «нормального человека». Если хочешь, чтобы твои ожидания оправдались, – проговаривай словами.
Наглое сопротивление. Подросший ребенок может серьезно сопротивляться, и порой попытка заставить ребенка сделать хоть что-нибудь превращается в часовые споры, заканчивается маминой истерикой и решением – в следующий раз даже не просить, все делать самой. Здесь вопрос ни в коем случае не в уборке – проблема отношений этого ребенка и его родителей. Банально, но никуда от этого не деться: если подобные проблемы возникают – разбираться придется с причиной, а не со следствием.
У ребенка нет ни сил, ни времени, потому что он учится. Важная объективная трудность – наличие учебных занятий. Учеба занимает ведущее место в жизни современного человека примерно с 7 и до 23 лет. И чем старше ребенок, чем серьезнее он относится к учебе, к своему главному делу – тем меньше у него времени вообще на жизнь. Вот, например, живой 9-классник. Занятия в школе с 8:30 до 16:00, почти по каждому предмету домашние задания, в том числе письменные, дополнительно курсы английского, дополнительно художественная школа, дополнительно нечеловеческий объем заданий по математике и физике в ЗФТШ. Попросить такого ребенка еще и взять на себя уборку всей квартиры? Послушный и отзывчивый ребенок согласится и будет стараться и это дело выполнить качественно. Но нормально ли это - навалить на человека столько всего? Здесь как раз важно соотнести все имеющиеся занятости и этого ребенка, и вообще каждого члена семьи, и распределять дела, исходя из реальных возможностей каждого. Найти 10 минут на небольшое дело по дому может точно каждый. Но больше – это уже как раз вопрос. Так, у ребенка-студента, который уходит из дома, пока все спят, а возвращается, когда все уже ложатся спать, и при этом у него много домашних заданий на завтра, может быть домашнее дело, которое требуется выполнять не каждый день, а например, по субботам. Вообще, чем старше ребенок, тем важнее относиться к нему именно как ко взрослому. Обсуждать с ним, какие именно дела по дому он готов взять на себя, когда ему удобно выполнять эти дела. Здесь подход такой: мы – семья, мы вместе, проблемы каждого – проблемы общие, и работа папы, и работа мамы, и учеба старшеклассника, и наведение чистоты в квартире – все это наши общие проблемы, и мы стараемся решать их сообща, по мере сил и возможностей.
Здесь может быть вариантом – совершенно не универсальным и не рекомендованным! – вот такая схема:
- 5–7 лет. Дела по дому, участие в уборке – главное «дело» ребенка в жизни, его главная ответственность. По времени эти дела поначалу могут занимать всего 10 минут в сутки, потом – разные роды дел, два-три подхода также по 10–15 минут, не больше. И все же это основной вид «учебной деятельности» ребенка.
- 7–10 лет. Начальная школа, занятость в учебе обычно еще не страшно огромная. Учеба – главное дело, домашние дела – второе по значимости. Но по времени так же: одно-два небольших задания по уборке и один вид заботы – следить за перманентным порядком в определенном, небольшом месте.
- 10–18 лет. Учеба – главное дело, и в том случае, если учебы много и ребенок действительно проявляет в ней усердие, – домашние дела сокращаются, подстраиваются под режим учебы. При этом, если ребенок на семейной или заочной форме обучения, то есть учится дома, небольшие дела по дому могут быть своеобразными «переменками», переменой деятельности. Но и о настоящем отдыхе, о свободном времени тоже не стоит забывать. При этом, если ребенок не активен в учебе, то есть учебу не воспринимает как настоящее свое дело, все время «отдыхает» – домашние обязанности могут усиливаться, и хорошо, когда это физически не самый легкий труд.
Не страшно, если в жизни ребенка вообще нет «помощи по дому». Особенно подчеркну: «домашние обязанности» и «участие в домашней уборке» – не ценность само по себе, без этого всего человек может обойтись и вырасти при этом по-настоящему нравственным, трудолюбивым, отзывчивым человеком. Труд бывает очень разным, в том числе, в частности, это может быть и рукоделие, и ремесла, и еще много чего. Домашними делами мы и наши дети занимаемся, потому что хотим, чтобы были порядок и чистота, и при этом у нас нет штата прислуги, а возложить все только на одного члена семьи - например, на маму - не только бывает невозможно, но и как раз «непедагогично». Ничего сакрального в домашней уборке нет.
В педагогическом плане в наших ожиданиях от «участия детей в домашних делах» в основном такие моменты:
- Чтобы ребенок был послушным, пока он ребенок; уважающим своих родителей (мама сказала подмести пол – он не перечит, пошел и подмел).
- Ребенок вырастет трудолюбивым.
- Ребенок научится выполнять порученное ему дело, относиться к делу ответственно, честно, усердно (дана человеку обязанность держать в чистоте свою комнату – чистота и порядок почти всегда в наличии).
- Преодолевать свое «не хочу» ради «надо» (вообще мало кто жаждет заниматься уборкой, бросать интересное занятие ради важного дела, и вообще сначала делать дело, а потом гулять смело).
Вот в этом – ценность, а не в факте «домашних обязанностей». Ребенок, с раннего возраста занимавшийся наведением порядка и чистоты, совершенно не обязательно покажет эти положительные результаты, может «не пройти» ни по одному из четырех пунктов. Всего этого доброго можно добиться множеством других способов, и в частности, как раз учебной деятельностью – каждый этот пункт может быть воспитательным эффектом усердной и вовлеченной учебы. Практический аспект: если ребенок усердно учится, активно занимается собственным образованием и самообразованием, если при этом вообще уважает родителей, слышит их, принимает ценности семьи – не стоит переживать о том, что вырастет негодный человек, раз не моет посуду и не развешивает белье, все у этого ребенка отлично. Его дело – не уборка, его дело – учеба, и усвоенные им качества (уважение к окружающим и родителям, самодисциплина, самоконтроль, трудолюбие) в случае необходимости позволят этому человеку в будущем выполнять и примитивные бытовые задачи вроде мытья полов и поддержания чистоты холодильника.
Сравним ситуации. Принцесса Гессен-Дармштадская Аликс, ставшая впоследствии святой мученицей царицей Александрой, и ее святые дети в детстве не мыли полы, не убирали за собой со стола тарелки - это просто неприлично было для их социального положения. Но выросли эти дети образцово послушными, трудолюбивыми, кроткими, готовыми прийти на помощь ближнему и дальнему, способными в случае нужды во взрослом возрасте спокойно и достойно принять лишения, в том числе и бытовые, люди, не боящиеся трудной и неприятной работы. Такими же усердными, трудолюбивыми, честно исполняющими свое дело вырастали и многие-многие другие дети из добрых аристократических семей, и просто из семей «среднего класса», у коего также всегда была прислуга и помощники по хозяйству. Противоположная ситуация - ребенок, выросший в тяжелой, неблагополучной ситуации, может быть вынужден очень много чего делать по дому, может даже физически работать, пытаясь заработать на хлеб, на сигареты и выпивку, но вырасти может запросто бездельником, лентяем и разгильдяем, который валяется на диване, смотрит телевизор и ноет о том, что государство о нем недостаточно заботится; и то, что этого человека в детстве заставляли мыть посуду, никак не уменьшает гору немытой посуды у него в раковине. Вообще, научиться подметать пол – это всего лишь научиться подметать пол или выполнять приказы, а вовсе не «стать трудолюбивым». Чтобы «помощь по дому» получила педагогический эффект, необходимо выполнение множества других условий, нет никакой «священной ауры» у этого дела, здесь не заложено никакого автоматического «волшебного эффекта».
Задания хорошо менять. Раз в месяц, раз в сезон, раз в год – хорошо бы менять домашние обязанности ребенка. Просто интереснее жить так. И еще – так получится осваивать разные умения, а заодно – разные стороны жизни, быта. А еще, если у ребенка сейчас обязанность какая-то неприятная - скажем, уборка в туалете или ему поручено мыть помойное ведро и все вокруг этого ведра - хорошо через какое-то время поменять это задание на «легкое» и приятное, вроде полива цветов, накрывания на стол. А потом снова дать что-то потяжелее.
Давать детям задания сложные, «творческие». Чем старше ребенок, тем важнее предлагать ему задачи, в которых он может проявить себя как организатор, где как раз не будет предложен алгоритм действий, но наоборот, у ребенка будет определенная свобода, он будет отвечать за результат. Например, задача – не вытирать со стола, а убрать во всей кухне или всегда поддерживать порядок в прихожей. В этом случае ребенок сам должен будет решить, что именно ему нужно сделать, с чего начать и т.п. Но стоит снова иметь в виду - эта творческая задача одного ребенка вдохновит, а другого вгонит в ступор, он начнет переносить с места на место бумажки и вещи, и итоге через час все останется как было. Поэтому хорошо предлагать детям лет с 7-ми такой большой и свободный вариант, но если видим, что у ребенка не получается – а не получиться может и у 15-летнего, – подсказать «схему», с чего начать. Когда у малышей в комнате совсем хаос, я прошу 10-летнего ребенка убраться по плану: разложить все по кучкам (игрушки, книжки, одежда чистая, одежда грязная и т.п.), по очереди убрать на место все, что в каждой кучке, затем подмести пол. Проще некуда, но малыш, которого окружает гора разнородных предметов, далеко не всегда способен сообразить, с чего ему начать, как подступиться к этой страшной задаче. Но все же, когда ребенок научится самостоятельно организовывать уборку, – это уже самый настоящий навык именно самоорганизации.
Варианты «домашних обязанностей» школьника. Здесь снова все зависит и от условий жизни семьи (одно дело – жизнь в однокомнатной квартире, другое – в большом доме), от требований к чистоте и порядку, которые у всех разные, от возраста, занятостей и характера каждого ребенка. Но все же – разброс идей разной степени сложности:
- поливать комнатные растения;
- кормить домашних животных и выносить за ними лоток;
- чистить обувь свою или для всей семьи;
- смотреть за чистотой раковины в ванной;
- выносить мусор;
- протирать зеркала и стеклянные дверцы шкафов средством для мытья стекол;
- смотреть за порядком в прихожей/ванной/комнате;
- убирать на кухне после завтрака/обеда/ужина/на ночь/вообще следить за чистотой на кухне;
- зимой чистить снег на крыльце и дорожку к калитке;
- наводить порядок в салоне автомобиля.
В любом случае важно последовательно двигаться от простых дел к более сложным, от быстрых – к долгим. Задания чередовать. Давать посильные задания: как ребенок может + чуть посложнее.
В комнате подростка может быть заявлен ценностью хронический беспорядок. Если у подростка нет своей комнаты – беспорядок может быть на его столе, в его шкафу – в любом месте, обозначенном как его личное. Ребенок может говорить, что ему в этой грязи хорошо, удобно и уютно, «оставьте меня в покое». С этим хорошо бы попробовать бороться, напоминать, просить, помогать ребенку с уборкой – как маленькому, раскладывая огрызки, краски, учебники, одеревеневшие носки вместе с ним на те самые кучки. Иногда мамина кроткая помощь выручает. Но далеко не всегда. И вот в том случае, если ничего не помогает, если ребенок настаивает на своем желании пробираться от двери до кровати по узкой тропинке между горой чего-то неперечислимого – я уверена, ребенка стоит действительно оставить в покое. Ситуация невеселая, но скорее всего любая альтернатива окажется гораздо хуже этого беспорядка. Сейчас, в этот период, важнее всего поддержать малыша и еще важнее – сохранить добрые отношения с человеком.
Любовь к беспорядку у подростков – явление обычное, и обычно – временное. На пару лет. Чаще всего это нельзя предупредить – помойка может возникнуть на столе бывшего аккуратиста, который с детства все свои машинки в ровный ряд ставил. И при этом пройдет время – подросток станет взрослым человеком, и вполне возможно, вернется к чистоте и порядку. Что делать? Если у подростка своя комната – закрывать дверь в эту комнату: не видно – и ладно. Если речь идет об общей комнате, в которой ребенок живет – не трогать личный угол, шкаф, пусть на «личном пространстве» все будет устроено так, как хочет малыш. При этом, «разрешая» подростку не убираться в своей комнате, хорошо и вполне возможно – продолжать этого ребенка активно привлекать к наведению порядка в общем пространстве. То есть уборка в квартире – это «общественное дело», это «обязанность каждого, кто здесь живет», а вот на своем пространстве, будь то комната или шкаф, ты свободен устроить помойку.
В утешение тем, кто сталкивается с подобной проблемой, снова скажу: когда все чисто и красиво – это очень здорово, но не ценностно само по себе. Вера – ценность, целомудрие – ценность, согласие в семье – ценность, образование – ценность. А чистый пол – не ценность. Сколько великих ученых, художников, писателей жили и живут в самом настоящем беспорядке! И даже при наличии прислуги эти великие люди не позволяли, например, убираться в своих кабинетах, мастерских! И это не делало этих людей плохими, безнравственными. Аккуратный человек, который поддерживает стерильную чистоту в своем жилье и на рабочем месте, может быть при этом жестоким, развратным, хамом. И при этом человек, у которого пыль годами копится, вещи свалены на всех стульях и креслах, книги разложены по полу и подоконникам, а столы в крошках, может быть живым святым, смиренным, ласковым, милосердным, а заодно и человеком невероятной мудрости.
В этой длинной статье я не сказала о главном, о самом интересном и важном в жизни семьи как целого, как единого коллектива – об организации общесемейной уборки и о распределении домашних обязанностей между всеми членами семьи. Это не только интересная тема, но также очень эффективный метод, который сам по себе поможет привлечь к домашним делам маленьких детей, поможет удержать в круге домашних дел подростков, а вообще – может по-настоящему помочь содержать квартиру или дом в перманентном порядке. Об этом – в другой статье.
Анна Сапрыкина
#АннаСапрыкина
Нет комментариев