Странным ребенком меня считала школьный библиотекарь. Когда я, второклассник, приходил в библиотеку и просил книги об истории и политике, она это еще терпела. А мне просто было очень интересно все, что происходит вокруг. Дело в том, что мои родители очень любили читать, папа занимался прикладной социологией, учился в аспирантуре МГУ, мама тоже была начитанным человеком; может быть, поэтому и я так любил узнавать новое. К восьми годам знал названия всех стран и столиц мира, живо интересовался политикой и устройством Вселенной.
Чуть позже нашего школьного библиотекаря ждали новые испытания - мои запросы по части книг стали еще более необычными. Дело в том, что как раз наступил 1988 год – год Тысячелетия Крещения Руси, и наше до того совершенно атеистическое государство неожиданно «потеплело» к Церкви.
Жили мы с родителями в Барнауле, они у меня росли и воспитывались при советской власти, поэтому были, как и большинство в те годы, людьми нецерковными. Я, конечно, тоже не имел о православной вере ни малейшего представления.
И вдруг передо мной открылся совершенно новый мир - по телевизору стали показывать храмы, а в них пели монахи. Появились также передачи об иконописи, богослужении, духовном пении – о той стороне жизни, которая прежде находилась под негласным запретом. И меня это все, конечно, сильно заинтересовало – передо мной открылась картина совсем неизведанного до того мира.
Я стал искать в нашей библиотеке все, что было на эту тему, но сумел найти только атеистические книги. Никакой православной литературы в те годы и в помине не было, по крайней мере в нашей школьной библиотеке, да и в других библиотеках города. Хорошо помню те книги, в которых смог найти хотя бы крупицы знаний о православной вере. Это были «Настольная книга атеиста», «Словарь Православия» и «Словарь старообрядчества» (разумеется, все трактовалось с атеистической точки зрения).
Наша библиотекарь была страшно удивлена:
– Зачем ты этим интересуешься?! В твоем возрасте нужно сказки читать! Вот, хочешь узнать о приключениях Буратино?
– Нет, спасибо! Мне, пожалуйста, «Словарь атеиста»!
Библиотекарь была крайне недовольна, но я – настойчив, и она все же выдавала мне то, что я просил.
Вдогонку ворчала:
– Какой странный ребенок!
> Пионерский демарш
Вскоре меня, как и всех моих одноклассников, приняли в пионеры, но за год я многое прочитал и принял решение выйти из пионерской организации. 1 сентября пришел в школу без галстука – тогда это было шоком для учителей. Одна из лучших школ Барнаула – и вдруг такой демарш со стороны пионера… Меня по этому поводу поочередно воспитывали классный руководитель, председатель пионерской дружины и, наконец, директор.
Если вспомнить детство, то можно представить себе, что такое для ребенка вызов к директору школы. Она меня строго спрашивает:
– Почему ты не хочешь носить пионерский галстук?
– Потому что не хочу состоять в пионерской организации.
– Почему не хочешь?
– Потому что она коммунистическая.
– Нет, ты неправильно все понимаешь! Это просто детско-юношеская организация!
– А почему тогда она – имени Ленина?
– Хорошо! Тогда мы соберем общее собрание всей школы, и ты публично объяснишь свою позицию!
Для меня тогда это было по-настоящему страшной угрозой, ведь в школе были пионеры старше меня, и мне совершенно не хотелось публично произносить свою речь перед коллективом старших по возрасту. Я очень переживал, ожидая это публичное судилище, но к счастью, оно не состоялось - на меня махнули рукой.
Но у нас была такая традиция - в сентябре мы всем классом фотографировались в ателье на память. Это все проходило торжественно, мы радовались, что стали на год старше, что вот – мы все вместе. И мне тогда сказали:
– Или надеваешь галстук, или не идешь с нами фотографироваться!
Я не надел, и на общем фото меня не было. Это было мне тогда очень обидно. Учительница алгебры, которая была нашей классной руководительницей, влепила мне двойку по алгебре за четверть.
Конечно, по сравнению с тем, что терпели многие взрослые за исповедание своей веры, мои тогдашние переживания можно назвать пустяками, но для детского сердца они были очень чувствительны.
А примерно через год развалилась вся пионерская организация и все пионеры перестали носить галстуки, а потом даже и форму.
> Как я хотел покреститься и Библию купить
После прочтения всех этих «Словарей атеиста» я узнал, что есть такая книга – Библия, и захотел ее найти и прочитать. Рядом с нашим домом находился букинистический магазин, в нем заветной книги не оказалось, но спекулянты, которые отирались возле магазина, показали мне Библию и назначили за нее цену – 25 рублей. По тем временам это была довольно большая сумма.
Я, радостный, прибежал к родителям и объявил, что нашел Библию, которая мне очень нужна. Но они, в то время молодые специалисты с двумя детьми, не могли себе позволить потратить такую сумму на книгу, и расценили мою просьбу как детскую блажь. Так я и не смог приобрести Библию.
Затем я захотел креститься. Помню, как пришел в единственный в те годы храм в Барнауле – в Покровский. Для 10-летнего мальчика он находился довольно далеко от дома. Там я узнал, что крещение стоит 10 рублей, крестик – 50 копеек, и 50 копеек – свечи, итого 11 рублей. Попросил у родителей денег, но они снова мою идею о крещении не поддержали - зарплата у них была небольшая, да и к Богу они пришли гораздо позднее.
В 1990 году мне было уже двенадцать, и моя бабушка согласилась меня покрестить. Она жила в пригороде и как-то сказала мне:
– Приезжай! Ты же хотел креститься – будем тебя крестить!
За два года многое изменилось в стране, во всем чувствовались новые веяния. Власть ослабила тиски, и все, что раньше было подпольным, стало прорываться наружу: рок-музыка, запрещенная литература, которую раньше распространяли в самиздате… Власти перестали контролировать крещение своих граждан, и люди массово пошли креститься. Из моих знакомых многие тогда крестились.
Хорошо помню свои ощущения после крещения - я ехал на автобусе из храма, смотрел в окно и чувствовал в душе удивительный мир и тихую радость. Сейчас, став священником, я могу объяснить то, что чувствовал - это было посещение Божественной благодати. Тогда я не мог определить свои чувства, но сумел связать их с крещением, и это сильно запало мне в душу. Позднее многократно испытывал подобное чувство посещения благодати Божией, когда приступал к Таинствам.
Думаю, что мой детский интерес к вере был призывом Божиим, и этот призыв привел меня к крещению. Сразу после крещения, когда моя мама поняла, что мой интерес к вере серьезный, она купила мне Библию. Тогда они уже появились в продаже. Так я стал читать Священное Писание. Для неподготовленного мальчика это было довольно сложное чтение, но мне было очень интересно. Так я пришел к вере.
Как раз в это время рядом с нашим домом открыли храм, и я стал туда ходить. Ходил один, родители этим совершенно не интересовались, а мне очень хотелось бывать в церкви.
> «У стен Церкви»
Сейчас я понимаю, что вхождение, настоящее вхождение в Церковь – это тяжелый труд. Знаю многих людей, которые пришли к вере, но не живут осознанной духовной жизнью, не борются осознанно со своими страстями… У С. Фуделя есть книга «У стен Церкви». Человек, прежде чем по-настоящему войти в Церковь, долго стоит у ее стен: язык богослужения труден и часто непонятен, многодневные посты, пост перед Причастием, длинные службы, «злые бабушки»…
Протестанты ведут активный прозелитизм, у них разработана целая система - как окружить человека «любовью», как удержать его. У нас же подобного нет. Иногда говорят, что это неправильно, что нам нужно так же привлекать людей к себе… Но я думаю, что это не человеческие огрехи – все эти многочисленные препятствия промыслительны, человек должен приложить усилия, чтобы войти в Церковь. Птицы выталкивают птенца из гнезда, чтобы он полетел. Так и здесь - нужно приложить усилия и доказать серьезность своих намерений.
Вот и у меня был такой период вхождения в Церковь. В связи с этим могу вспомнить даже один забавный случай.
> «Перерыв на обед»
У всех бывают свои препятствия – и у меня было свое. Вместо «злых бабушек» у меня был «перерыв на обед».
В юности наступил такой момент, когда мне очень захотелось пообщаться со священником. Накопилось много вопросов, которые мне хотелось ему задать. Я пришел в храм, когда там не было службы, вижу - сидят такие строгие бабушки. Подошел к ним, вежливо сказал о своем желании, и они отправили меня в крестильню. Там меня встретила следующая бабушка. Я сказал ей то же самое, и она очень строго мне заявила:
– Священников сейчас нет - перерыв на обед!
Сейчас, повзрослев и став священником, я хорошо понимаю, что священнослужители в течение дня имеют обыкновение обедать и вообще им присущи все человеческие привычки, а тогда эта фраза резанула мой слух очень сильно. Я вдруг почувствовал себя в каком-то казенном учреждении. Развернулся и ушел, даже не став никого дожидаться.
> У меня были одни планы, а у Господа на меня – совсем другие
История была интересна мне с раннего детства. К десяти годам я прочитал все школьные, а к двенадцати – все университетские учебники по истории, и уже тогда точно знал, что в своей взрослой жизни буду заниматься историей. Мне было очень интересно узнавать новое об исторических фактах. Читал научную литературу и монографии так, как другие читают детективы и приключения.
Когда поступил в Алтайский государственный университет на истфак, у меня сложилась привычка - каждое утро до начала занятий ходить в храм на раннюю Литургию. Мне это очень нравилось.
Закончил истфак, поступил в аспирантуру – учился и одновременно преподавал в университете. Тогда я считал, что вот оно, счастье - мое хобби одновременно является моей работой, и мне за это еще деньги платят. Находился в полной уверенности, что буду заниматься любимой историей до конца своих дней. Написал кандидатскую и был готов к ее защите.
Но в моей жизни произошло одно событие, которое совершенно изменило все мои планы и расчеты. О духовном рассказывать всегда трудно - духовное состояние, духовное явление плохо передаются нашими обычными словами, предназначенными для обычной, бытовой жизни. Попробую рассказать, но не уверен, что смогу передать то, что пережил.
> Божие посещение
Точно помню тот день – 2 июня 2002 года. Я тогда даже и не собирался причащаться, мне казалось, что я не готов, но близкий мне человек уговорил меня причаститься. И словно для того, чтобы показать мне, что Дух дышит, где хочет, Господь дал мне пережить Свое посещение.
После причастия я вышел из Никольского храма, стал спускаться по высоким ступенькам – и у меня возникло явное физическое ощущение невесомости. Вдруг понял, что совсем не чувствую своего веса, еще немного – и просто взлечу. Это было такое сильное посещение благодати Божией, что я чувствовал его на физическом уровне.
Вернувшись домой, тут же начал читать Евангелие – мне очень хотелось его читать. Начал – и понял, что впервые в жизни читаю сознательно. Исчезли все препоны и препятствия, я стал легко понимать церковнославянский язык. Такое озарение, возвышенное состояние, которое было духовным - хотелось молиться, хотелось читать Евангелие, словно прибегать к источнику с Живой водой. Это было очень необычное состояние, такое Божие посещение, которое продолжалось три дня.
Человек, который в это время со мной пообщался, потом крестился. Моя мама, видя, что со мной что-то происходит, не понимала, что это, но отчего-то сказала:
– Боюсь, ты уйдешь в монастырь.
Хотя я тогда о монастыре еще и не думал.
> До и после
Сложно описать мое тогдашнее состояние, но то, что произошло со мной, поделило мою жизнь на две части - до и после. Это было далеко не первое мое причастие, но оно стало для меня переломным, мое детское стремление, моя тяга к Богу реализовались – я вошел в Церковь. И тогда понял, что все ответы на свои вопросы об устройстве мира, все утешение, которое раньше искал в исторических знаниях, я могу получить в Церкви. Мне приоткрылся духовный мир, и я осознал, что существует духовный уровень познания мира.
После этого я стал охладевать даже к своей любимой профессии. Продолжал еще три года работать в университете, но уже чувствовал, что не буду заниматься историей, как хотел раньше, до конца своей жизни. Интерес к диссертации тоже стал угасать – по инерции я ее написал, но защищать ее мне уже не хотелось.
Я бы хотел, чтобы вы поняли меня правильно - происшедшее со мной совсем не означает, что все должны бросить науку или любимую работу и пойти в монастырь. Господь может так же властно призывать человека к трудам в сфере науки, медицины, образования, чего угодно, или к семейной жизни и многодетной семье. Я рассказываю о личном опыте и о моем личном призыве. Видимо, для меня Промысл Божий был именно таким, а для кого-то этот Промысл может быть совершенно иным…
Я стал ходить в храмы Барнаула так часто, как мог, затем поехал в научную командировку в Москву (в архив) и обошел все храмы центра Москвы, молился в них. Чувствовал такой сильный призыв Божий, такой сильный перелом в моем духовном, душевном состоянии, который, конечно, должен был завершиться переменой в обстоятельствах моей жизни.
> Как я поехал в Оптину пустынь
Весной 2005 года я решил поехать в паломническую поездку - появилось непреодолимое желание пожить в монастыре. Все, что раньше было мне интересно, теперь казалось несущественным. Я стал понимать, что хочу не просто ходить в церковь, а хочу жить в Церкви. Это было такое уязвление Божие, зов Божий, и я не мог от него отмахнуться и продолжать жить как раньше.
Я и прежде ездил в паломнические поездки, но теперь душа просто рвалась. Духовник сказал:
– Идет Великий пост. Подожди Пасхи, тогда и поедешь.
И я дождался Пасхи, уже после нее отпросился у завкафедрой и поехал. Ехал в несколько монастырей одновременно, поскольку не знал, куда именно мне ехать. Сначала посетил Данилов монастырь в Москве, потом прожил неделю в Боровском монастыре, затем поехал в Оптину пустынь. Я мог пробыть там только три дня, потому что должен был вернуться в срок на работу.
Комментарии 4
Начните с изучения... ну, хотя бы вот этого.
Лишним точно не будет.
https://azbyka.ru/1/monashestvo