На следующем этапе, когда владение английским достигает уровня А2, оказываются хороши более серьезные кулинарные книги. Так, одному из наших детей, который очень любил книги Джейми Оливера, мы однажды подарили бестселлер «Cook with Jamie: My Guide to Making You a Better Cook» на английском. Любимый автор, некоторые рецепты знакомые, подросток любит готовить – и вот, все любимое сходится в одной книге. Конечно, владение языком этого уровня еще не позволяет читать легко и без словаря такие большие тексты, но ведь хочется и прочитать, и приготовить. Ребенок разглядывает книгу, разбирает рецепты. Что-то понравилось – находит перевод этого рецепта в интернете, ведь это проще, чем пытаться переводить со словарем. Мы никак не вмешиваемся, это дело ребенка. Но когда человек готовит уже второй или третий раз то же блюдо, ему бывает проще готовить по книге, не отыскивая переводы в сети; незнакомые слова теперь узнаются из контекста, ведь человек уже работал с этим рецептом. И так получается, что подросток снова и снова возвращается к английскому тексту и вскоре легко запоминает новые слова и выражения. Ну, а когда ребенок достигает уровня B2 или тем более C1, кулинарные книги на английском становится… просто кулинарными книгами на полке, и это просто – чтение на уже знакомом языке.
Конечно, помочь таким разным и регулярным встречам с изучаемым иностранным языком могут и многие другие книги, журналы, фильмы и мультики. Но именно кулинарные книги позволяют делать это правда регулярно, а главное - получается два в одном: и приготовление вкусных блюд, и погружение в язык.
> Как решиться на всю эту педагогику?
Для многих из нас какое бы то ни было обучение детей, в частности, обучение ребенка готовке, допущение к плите – нормальная часть жизни. Но все же бывает, что родителям трудно на все это решиться. Например, из-за той самой грязи, которую малыш обязательно разводит на кухне. Трудно потому, что приходится самой все это потом убирать, ведь я сама приготовила бы это же блюдо и быстрее, и лучше, и кухня была бы в десять раз чище. А если заставлять ребенка убирать за собой, а он сопротивляется - это может выливаться в нервомотательные выяснения отношений. Это вообще мучительно: понимать, что все дети за собой всегда убирают, один мой такой неряха; я всегда за собой убирала, а моя дочка считает, что родная мать ей прислуга, – детей воспитывать я, соответственно, не умею… Трудно потому, что на первых порах детская готовка часто оборачивается выброшенными продуктами, испорченной плитой, разбитой посудой, сырым яйцом, которое никак не вычистить из щелей, и сломанным миксером…
Мне самой помогает, когда я воспринимаю первые кулинарные опыты своих детей не как «помощь маме по хозяйству», а как «учебно-воспитательный процесс». Если я жду помощи, то расстроюсь, когда вместо помощи получу кучу проблем. Но если это просто «урок труда» – что ж, тогда это фантастика: в школе ребенок учится готовить только в пятом классе, а мой изучает этот предмет уже в первом. И надо же, дом не сгорел, соседей не затопили - маленький гений растет.
Я стараюсь поддерживать ребенка, не мешаю ему браться за трудные рецепты вроде торта Наполеон. Но если сама прошу ребенка приготовить что-то на всю семью (те же блинчики, раз уж он успешно готовил их пару раз) - заранее настраиваюсь, что очередной опыт закончится хуже, чем ничем, и придется вместо блинчиков быстро отварить на ужин макароны. Тогда, если ребенок не справится, я не расстроюсь, а если справится – наоборот, обрадуюсь, а не восприму это как должное.
Отношение к детской готовке как к учебе помогает смиряться с неизбежными лишними тратами денег на детские кулинарные эксперименты. Покупка пластилина, конструктора, цветной бумаги и прочего расходного материала для детских поделок, покупка всяких развивающих пособий или игр, игрушек для того, чтобы занять и развлечь чадо, обходится гораздо дороже. При этом готовка – это форма тех же самых развивашек, вид досуга и при этом, на мой субъективный взгляд, гораздо более «правильный» и «полезный» вид детских занятий. Лепить блинчик из пластилина – это, конечно, здорово. Но лепить такой же блинчик из теста для печенья – такая же мелкая моторика, только еще с кучей положительных моментов. Я вообще не люблю все специально развивающее – мне кажется, разные домашние, взрослые дела развивают и социализируют детей порой куда лучше «спец-педагогических» занятий…
Если дети готовят довольно регулярно, если родители их поддерживают, если не «обламывают», несмотря на все неизбежные трудности, даже малыши довольно быстро научаются готовить правда съедобную и даже по-настоящему вкусную еду. И вот тогда отпадает главный вопрос: где же маме, работающей, беременно-кормящей и вообще просто маме взять силы, найти время для этих детских кулинарных занятий? Ведь в реальности нередко случается, что дети начинают по-настоящему готовить. Мало того - они сами планируют меню, пишут список покупок (отсылают родителям в мессенджерах) и даже закупают продукты в магазине сами. В 12–14 лет они способны приготовить полноценный обед, даже праздничный, вообще без участия родителей. Договориться между собой: кто приготовит баранину с картошкой в мятном соусе, кто испечет тыквенный пирог, кто сделает торт «Три шоколада». Родителям остается только согласовать меню – и потом наслаждаться результатом. В перспективе вложение в такое обучение, и тем более в увлеченность, значительно освобождает родителей от стояния у плиты, экономит те самые силы и время.
В разных семьях домашние обязанности распределяются очень по-разному. При этом в некоторых семьях приготовление еды вообще не закрепляется как чья-то обязанность - у кого есть возможность и желание, тот и готовит. В других семьях готовит только мама или только папа. Знаю большие семьи, в которых готовят дети, при этом в один день готовит один ребенок, в другой день – другой, так что один ребенок готовит всего раз в неделю. Бывает, что приготовление еды становится обязанностью одного, самого умелого ребенка. Как-то один мой знакомый священник, сильно многодетный отец, звал меня в гости:
– Сегодня матушка сама приготовила борщ!
– Э… в чем подвох?
Оказывается, последние несколько лет еду в этой семье готовила одна из старших девочек, а мама – только что-то «эдакое» под настроение. И вот девочка вышла замуж, уехала жить к мужу – матушка впервые за несколько лет сварила суп.
Впрочем, несмотря на очевидное удобство такого подхода, здесь могут быть свои ловушки. Бывает так, что ребенок учится, например, в одиннадцатом классе, а это море домашних заданий, подготовка к ЕГЭ. Если планируется поступление в ВУЗ с ДВИ, то подготовительные курсы в институте, интенсивные самостоятельные занятия. Но родители «садятся на шею», заставляют готовить именно ежедневно на всю семью – и у человека порой не хватает ни сил, ни времени на полноценную учебу. Конечно, многие дети – «где сядешь, там и слезешь». Но некоторые родители умудряются помешать послушному, ответственному, кроткому ребенку получить хорошее образование… У такого принуждения может быть еще немало грустных результатов, разрушающих отношения между родителями и взрослыми детьми. Впрочем, при полном отсутствии у детей домашних обязанностей отрицательных эффектов тоже хватает.
Так что здесь, наверное, золотая середина – когда у каждого члена семьи есть свои домашние обязанности, но они примерно равномерно распределены между всеми. И в этом распределении дел и нагрузки учитывается занятость и пожелания каждого. В этом случае для того же занятого студента готовка может быть формой отдыха, отдушиной. Так бывает, я сама знаю такие ситуации. При этом, если достаточно взрослый ребенок, старшеклассник или студент, живет вместе с родителями, и родители поручают ему готовить на всю семью, то, мне кажется, стоит отнестись к своему выросшему детке не как к «рабу», а как к «свободному» – с правом голоса в составлении меню; с правом сказать: «Завтра у меня важное мероприятие, меня целый день не будет дома»; с правом предложить: «Я буду готовить по выходным, а на неделе я буду занят учебой». Так, чтобы для каждого члена семьи домашние хлопоты, как приятные, так и рутинные, были не только обязанностью, но и общим делом, объединяющим всех – для заботы друг о друге, для заботы об общем доме.
Но даже если в семье никто не умеет и не любит готовить – это не конец света, не катастрофа, это вообще ничего не значит. Знаю несколько живых, интеллигентных и очень дружных семей, в которых живут пожилые родители и их взрослые дети, имеющие своих детей, – и никто толком не умеет готовить. И проблемой это не считается. Пожарят замороженные котлеты, сварят макароны, порежут огурчик – и нормально. Когда в семье любовь и согласие – все остальное выстраивается само собой, без хитрых приемов и специальных решений. Вообще, если дом живет единодушно, покупные пельмени на обед и холодные бутерброды на ужин будут в радость. А когда в семье каждый сам за себя, когда дом наполнен раздражением, криками, завистью, подлостью, тогда никакая семья не устоит – ни большая, ни маленькая. И тогда дом рушится, «вселенная наполняется войной и раздорами», и в этом хаосе – не все ли равно, сколько вкусных сложносочиненных блюд окажется на столе и кто эти блюда приготовил?..
Анна Сапрыкина
#АннаСапрыкина
Нет комментариев