Погода в этот день выдалась погожая. Почти весенняя. Иду по дороге, что ведет к храму. К кафедральному собору Грузинской православной церкви Св. Троицы (Самеба). Помните, как в фильме «Покаяние» — К чему дорога, если она не ведет к храму. Иду в пантеон армянских писателей и деятелей культуры – «Ходживанк». И дорога к нему через храм – самая ближняя. Дорога ползет вверх, на подъем. Задерживаюсь ненадолго на территории храма Самеба. Трудно не залюбоваться панорамой, открывающейся с возвышения. И опять в путь. Преодолела блокпост охраны у ворот, прошла пару шагов, оставляя по правую сторону овраг и вот я уже на месте, в пантеоне. Справа от входа сторожка. Пустая, кстати, внутри никого. Поодаль, на скамейке пожилой человек. Как выяснилось, житель здешних прерий. Заходит в пантеон почти каждый день. Сидит в одиночестве, подставив немолодое лицо солнцу, думает…
— «Собираетесь снимать фотографии?» — спрашивает он меня. – «Ну, работайте-работайте, а я пойду», — говорит мужчина. Берет палку и прихрамывая, ковыляет к выходу.
Мистические совпадения
Пантеон представляет собой небольшой парк с мемориальным обелиском по центру и мемориальными плитами вокруг. Скромными, неприметными, и почти одинаковыми. Есть еще стена, на которой отмечены фамилии усопших. У входа в пантеон информационное табло с именами похороненных в пантеоне видных деятелей искусства и культуры. У одной из стен могильные камни, доставленные сюда из самых разных мест города. К слову, самые большие, те, что у входа – найдены на территории грузинского храма Св. Троицы (Самеба). Хотя, что тут удивительного, ведь старое армянское кладбище находилось там, где сейчас возвышается грузинский храм.
Как рассказал позже Левон Чидилян, который много лет занимается изучением армянского наследия в Грузии, у этих камней особая история. За кафедральным собором есть большая котловина. Там изначально хотели построить семинарию. Когда начали готовить землю для фундамента, нарыли кучу человеческих костей и три надгробных камня. Но, не было денег перенести их в Ходживанк. Это же не булыжники, которые в руках донести можно. И тут подвернулось нечто другое. Чистая мистика, как говорит Левон.
— Жил в Тбилиси такой интересный человек Хачатур Геворкян. Он создавал макеты старого Тбилиси. За год до этого мы похоронили этого человека. И вот его сестра приходит ко мне и говорит, завтра у Хачатура годовщина его смерти, вот вам 100 долларов, пойдите с ребятами отметьте. А происходит это почти одновременно с той находкой. Мы взяли эти 100 долларов и потратили на транспортировку камней.
Комментарии 4