Пара дней спустя новость распространилась по мировым лентам, и другие вспомнили про Собор святой Софии, увидели системность в «исламизации символов» и назвали шаг «культурным стиранием».
Собор Ани — не только армянский реликт. Этот памятник представляет собой лабораторию, где виден переход от византийской статичности к устремлениям готики, где каменная кладка разговаривает с алебастровым светом, а травертины плато отражают розовый закат. Здесь зарождались конструктивные приёмы, которые столетием позже перекочевали через Кавказ на Русь, а затем в Европу, задолго до экспорта идей из Шартра и Амьена.
Превращение такого памятника в провинциальную мечеть — это даже не религиозный реванш, а попытка стереть исторический контекст, оставить чистое «монументальное тело» без узнаваемой истории. С точки зрения консервации это фальсификация эпох: интерьер требует климатической стабилизации, не ежедневного разрушения, ведь несущие арки рассчитывались под лёгкий купол, а не под каменную минаретную нагрузку.
Осуждать решение стоит не ради абстрактной любви к готическим нервюрам. Сегодня на кону принцип: имеет ли памятник многоуровневую память или его можно свести к удобному политическому инструменту. Если собор Ани потеряет музейный статус, прецедент пойдёт ещё дальше — в сторону остальных сотен «лишних» храмов, стоящих на территории современной Турции.
Молчание международных институтов в 2020-м, когда святую Софию сняли с карты музеев, показало, что бюрократия неспособна защитить камень от идеологии. Значит, остаётся общественное давление, академический «голос» и громкий, артикулированный протест.
Собор Ани пережил землетрясения, разграбления и века забвения. Каждый его скол говорит о хрупкости цивилизационного наследия и о том, что настоящая сила — в признании многоголосой истории, а не в сооружении новой стены молчания. Если этот город-призрак снова станет ареной захватнических ритуалов, мы потеряем не только армянскую святыню, но и зеркальное стекло, в котором Европа и Ближний Восток ещё могут увидеть, как переплетаются их судьбы.
Нет комментариев