В указанный период и до конца XII века должность тифлисского амира (наместника) занимали представители махканабердского княжеского дома Арцруняц. В этот период друг друга сменили наместники Васак и Курд, которые были братьями.
После длительного перерыва, только в начале XVII в. в должности мелика в Тифлисе появляются новые лица отпрыски рода Бейбудянов, взявшие на себя управление Тифлисом и одноимённой губернией.
Многочисленные письменные источники свидетельствуют о том, что Бейбудяны управляли городом с середины XVII в., однако согласно записке последнего представителя рода - мелика Дарчи, адресованной генералу Кнорингу от 21 мая 1802 г., они приступили к исполнению обязанностей меликов города лишь с 1714 г. "300 тому лет, как предки наши по прекращении состояния народа Армянскаго переселены в Тифлис. С того времени поныне при разных сею землею владетельствах пользовались мы завсегда надлежащими почестями; потом 1714 года царями Грузинскими пожалованы предки наши в Тифлисе меликами, мамасахлисами и нацвалами; когда жь Грузия в разныя времена подвергалась державам Турецким и Персидским, не только не лишались они своих почестей и чинов; но по трудам своим, подвигам и усердной своей службе получали они от держав вищшее состояния своего утверждение, как явствует в грамотах Турецкаго султана, персидских шахов и Грузинских царей".
Мелики Бейбудяны (мокалаки вообще) пользовались покровительством грузинских царей. Данные им привилегии приравнивались привилегиям грузинских аристократов: "Армяне или мокалаки пользовались большими привилегиями в Тифлисе. Грузинские цари оказывали им всяческую поддержку. За уголовные преступления мокалаки не приговаривались к смерти, как другое простое сословие, а подвергались лишь денежному штрафу. В соответствии с законами грузинского царя Вахтанга, жизни мокалака и грузинского аристократа второго ранга были равноценны. В те тяжёлые времена, когда Грузия должна была в качестве подати отдавать персидскому шаху девушек и юношей, что называлось арбаром, армяне освобождены были от этой дани, выплачивая вместо этого деньги. Армяне платили определённую дань (махта) царю, могли вступить в государственную должность, им даже давалось право занять несколько должностей". Они обычно занимались ремёслами. Хотя и об этих привилегиях граждан знали, грузин гражданами не записывали. Когда русские захватили Тифлис, лишь один грузинский род был записан как мокалак".
Поскольку до 1864 г. тифлисские мелики и мэры являлись исключительно представителями коренных граждан (мокалаков), считаем необходимым ниже представить список знатных граждан первого ранга (мокалаков), освобождённых от телесного наказания верховным указом от 7 июня 1859 г. Причем из 79 родов, включенных в список, представители 14 из них в разное время являлись мэрами (выделены жирным шрифтом). Вот они: "1. Абесаломовы: Степан Асратов и Арутин Гаспаров, 2. Абесаломовы: Степан Шакаров и Согомон Шакаров, 3. Амиранов, 4. Ахназаров, 5. Байсоголов, 6. Бастамов, 7. Безирганов, 8. Бузгулов, 9. Гарсоев, 10. Гзирбежоев, 11. Гулагов, 12. Гулипашов, 13. Гулулов, 14. Гургинбегов, 15. Дилакберов, 16. Евангулов, 17. Еджубов, 18. Захарбегов, 19. Захрабов, 20. Изаншадинов, 21. Изданов, 22. Измиров, 23. Ипрумов, 24. Калинаани, 25. Камазов, 26. Камбаров, 27. Капанаков, 28. Кепинов, 29. Кетхудов, 30. Кишмишев, 31. Кузановы: Давид Геурков, Карапет Геурков, Михаил Геурков, Осеп Санвелов, Соломон Санвелов, Наскид Хечатуров, Алексей Степанов, Габриел Оганезов, Грикур Оскиев, Геурк Асатуров, Ижан Асатуров и Акоп Матузов, 32. Кузанов Степан Залиев, 33. Кукуджанов, 34. Малаков, 35. Мананов, 36. Мангоев, 37. Манденов, 38. Матинов, 39. Мелик Зурабов, 40. Мелик Сааков, 41. Мелик-Шармазанов, 42. Месантлов, 43. Мирзоев, 44. Мириманов, 45. Мунтоев, 46. Мушрибов, 47. Назарбегов, 48. Окоев, 49. Паркузатов, 50. Пиров, 51. Питоев, 52. Пораков, 53. Придонов, 54. Пугиев, 55. Ротинов, 56. Сараджев, 57. Тавлдаров, 58. Такоев, 59. Тамамшев, 60. Татоев, 61. Терасатуров, 62. Терказаров, 63. Терпогосов, 64. Тершмоан Тер Исаев, 65. Узбашевы: Исай Шакаров, Геурк Шакаров, Гаприел Шакаров, 66. Узбашевы: Согомон Исаев и Микиртум Исаев, 67. Устаиясов, 68. Ханкаламов, 69. Харазов, 70. Хатисов, 71. Хахутов, 72. Худадов, 73. Цугадузов, 74. Цуринов, 75. Чаолан Бабанасов, 76. Читахов, 77. Шабудагов, 78. Шергилов, 79. Шиоев".
Что же касается отсутствия грузин в списке коренных граждан, то этот вопрос в своё время обосновывался следующим образом:
"Нерасположение природных Грузин к городской жизни, к Торговой промышленной деятельности, было так сильно, что не смотря на все вы- годы и преимущества сословие мокалаков состояло почти из одних Армян...".
Начиная с 1640-х годов до 1801 г., когда Грузия объединилась с Россией, должность тифлисского мелика по праву наследования занимали князья Бейбудяны. В упомянутый период друг друга сменили 15 меликов (мэров) названного рода.
Доходы и привилегии меликов
Мелики города, кроме собственной доли с взимаемых налогов, имели также недвижимость (поместья), в которую входил “меликский” “постоялый двор", главный в числе 14 принадлежавших армянам постоялых дворов (всего их было 17). Под названием "меликской" была известна главная из 8 городских бань: "Меликская, которая принадлежит князю Айказн Бейбудянцу, и главная среди всех бань как постройкой, так и водой".
Значительной частью дохода были налоги. Их размеры росли тогда, когда совмещалась должность мелика и мамасахлиса. В этой связи мелик Дарчи Бейбудян отмечал: "Сколько имел доходу мелик Тифлисский, столькожь и мамасахлис. В прежния времена чины сии были у разных людей и каждый получал особенно свои доходы; а когда оба сии чины были пожалованы предкам нашим, тогда обеих должностей доходами пользовались вместе. В Тифлисе жительствующих государственных купцов и крестьян с каждаго женатаго получалось в год по 1р. 20к.; из сего числа поступало в царские доходы по 1р. 5к., а по 15к. получали мелик и мамасахлис. При продаже в Тифлисе всякаго недвижимаго имения следовало утвердить купчую мелику и мамасахлису. Если имение бывало неважной цены, то для утверждения купчей по двум сим чинам получалось 2 червонца; если же имение бывало важной цены, то тогда получалось больше. В Тифлисе какие только бывали споры в разсуждении имения, то по решении тех дел подписки бывали утверждаемы от мелика и мамасахлиса и доходами по случаю сему пользовались сообразно вышеписанной статье. Какия только от мелика и мамасахлиса бывали изследываемы дела купцов и других, то по приличию каждаго дела за утверждение онаго и за труды пользовались они доходом. Когда из Тифлисских граждан братья между собою делились или соединялись, тогда мелик и мамасахлис получали по сему случаю от них какую либо вещь, стоющую 30 или 40 руб., а иногда и менее сего, смотря на их движимое и недвижимое имение и состояние. По сему же разделу и соединению братьев мелик и мамасахлис, для утверждения их договоров получали, смотря на их состояние, по маловажному имению с каждого брата 2 червонца, а с достаточных больше сего. Тифлисские купцы, приезжая из чужих земель, каждый в силу учреждения мелику и мамасахлису привозил по состоянию своему подарок, ибо Тифлисский моурав имел учрежденные из пошлин доходы, а мелику и мамасахлису было предоставлено пользоваться оным. Сколько привозилось в Тифлис сухой рыбы, то с каждаго воза мелик и мамасахлис получали 15 коп. Тиф- лисские ремесленники имели положение в некоторые праздники отдавать что-либо мелику и мамасахлису, что и составляло каждый по 120 руб."
Тем не менее, годовые доходы мелика были нестабильными, из-за чего невозможно было реально сосчитать размер дохода.
Одной из привилегий мелика было также наличие у него ключей от всех 5 ворот (входов) города: "Город имел 5 дверей. 1. на юг, где был царский сад (ботанический сад) и называлась она дверь Гянджи, караван Гянджи входил с этой стороны; 2. на восток, у моста, ведущего к бане, и называлась дверь Еревана, отсюда входил караван из Еревана и рядом с ней была таможня (рахтархане); 3-я и 4-ая двери были на запад, одна на большой улице у церкви Джграшен, между домами Зейдла и Тер-Асатурова, и называлась дверь Цавкиса, а другая была у дома Автандила Кукуджанянца и называлась дверь Дегома; и 5-ая дверь была на север, по ту сторону воды, посреди каравансарая Метеха и Чипина, которая называлась дверь Авлабара. Двери были железными, и вечером закрывались, ключи от них хранил городской голова, который звался меликом".
Издревле и в частности до 1801 г., насколько нам известно, все мелики Тифлиса были армянами. Историк Ш. Чхетия этот факт объяснял численным превосходством армян в городе: "Здесь мы должны подчеркнуть, что меликом городским головой Тбилиси при грузинских царях традиционно назначался армянин. Это говорит о том, что высшая государственная власть, считаясь с тбилисским армянским населением, составлявшим в городе большинство, назначала городским головой армянина. Последним царским меликом в Тбилиси к концу ХѴІІІ в. был Дарчо Бебутов...".
Однако, согласно фактическим материалам, не только грузинские цари назначали армян мэрами. По крайней мере касательно XVII-XVIII вв. таких сведений нет (к примеру, Мелик Баяндур получил эту должность от Шах-Абаса Младшего, а Бейбудяны получали ее в порядке наследования). Грузинским царям предоставлялось лишь право в очередной раз пере- утвердить права сына, который должен был сменить отца в наследуемой должности городского головы.
Население Тифлиса
Первоисточники свидетельствуют о том, что армянское население Тифлиса составляло большинство не только в XIX веке, но и раньше, ещё в средневековье. К примеру, в итальянском переводе Рамусио (XVI в.) в числе проживавших в Тифлисе представителей разных наций в первую очередь упоминаются армяне: "В этой области есть красивый город, называемый Тифлисом, в окрестностях его есть много крепостей и ограждённых крепостной стеной деревень. Там живут христиане-армяне, грузины, и немного "сарацины" и евреи, но их немного".
В памятной рукописи 1629 г. отмечено: "Тифлис армянский город".
Грузинский принц Вахушти в 1745 г. также указывал на численное превосходство армян: "Жители Тифлиса это персы-мусульмане в Берде и Сейдабаде, а вне Берда преимущественно армяне и в малом количестве грузины..."
В 1770 г. капитан Языков в своей докладной касательно Грузии отмечал: "...в нём считается по их сказкам пять тысячь дворов, жители по большой части армяне и католики, первый главный торг производят и много есть богатых купцов, а сколько числом в городе людей, того сказать не можно, потому, что они и сами не знают....
Этим было обусловлено то, что грузинские цари, персидские шахи и турецкие султаны удостаивали армян должности как мелика, так и мамасахлиса.
На протяжении всего XIX в. и в начале ХХ в. армяне составляли относительное большинство тифлисского населения. Результаты статистических исследований после 1860 г. дают нам следующую картину:
Нет комментариев