Для поиска армянского монастыря снаряжались многие экспедиции, начиная с Петра Семенова-Тян-Шанского. Поиски шли порядка 170 лет, но все безуспешно. И, видимо, нужен был взгляд моряка на карту, чтобы показать, какую ошибку все совершали. Ни одна из экспедиций не осматривала тот район, где на карте действительно был изображен монастырь. Все без исключения экспедиции искали не там, где надо. А дело вот в чем.
"В средние века карты чертились большие: не для того, чтобы вешать на стену, а чтобы изучать их на столе. Карта Крескеса именно такая - очень большого размера. Такие карты делились на две или несколько частей, и чтобы увидеть полную картину, части карты складывались вместе. А чтобы их было удобно смотреть и читать на столе, не переворачивая, половину карты смотрели с одной стороны, а вторую – с противоположной. Все исследователи, которые увеличивали часть карты, где есть монастырь, не принимали во внимание остальные, "отрезанные" ее части. То есть на часть карты с монастырем смотрели в перевернутом состоянии. Север там не наверху (как на привычных нам картах), а внизу", - говорит Балаян.
Озеро и монастырь были нанесены примерно на центр карты, и чтобы нормально ее читать, пользовались фрагментом, картографированным с другой стороны, где север и юг меняются местами. Они смотрят на старую карту с точки зрения современного человека, который не знает, как в средние века чертились карты, где половина нарисована вверх ногами. Вот и искали монастырь на северном берегу Иссык-Куля. И никто не задумывался, что эта часть карты вырвана из контекста.
"Когда об этом я рассказывал российским коллегам и специалистам, они очень удивились и признали мою правоту. А Конюхов мне предложил совместную экспедицию, она до сих пор в силе, но пока из-за его занятости она откладывается", - рассказал Балаян.
Он также отметил, что на дне Иссык-Куля очень много затопленных памятников, городищ, курганов, дно его буквально усеяно различными древними артефактами.
"На его территории можно годами проводить поисковые работы и что-то находить. Но нас интересует именно армянский монастырь. Поэтому считаю, что нужно проверить южный берег озера. Мне не понятно, почему, начиная с Семенова Тян-Шанского и по сей день ни одна экспедиция не исследовала эту часть озера. Я думаю, что поскольку южный берег более гористый, и глубины там большие, исследователи ищут там, где легче. Это мне напоминает старый анекдот:
Ночь. Под фонарем в парке ползает мужик. Подходит милиционер, спрашивает:
– Ты чего тут ползаешь?
– Часы потерял. Ищу.
– А где потерял-то?
– Да вон там, в кустах…
– А чего же тут ищешь-то?
– А тут светлее…
Убедившись, что на южном берегу ничего нет, я бы продолжил поиски в другом месте. И потом не обязательно, что монастырь был на прямо берегу и стоял у кромки, как пансионат на Черном море. Его руины могут быть обнаружены чуть выше, на южном склоне. В горах тоже стоит посмотреть - может найдутся какие-то следы", - резюмировал Карен Балаян.
Ирина АБРОЯН
Нет комментариев