Еще с юности София Николаевна увлеклась живописью, рисовала и писала акварелью. Она рассказывала, что брала уроки у князя Григория Гагарина, художника-любителя. Кстати, интерес вызывает его картина «Армянка», написанная в 1840-е годы. Также среди учителей Софии Голицыной был и Алексей Саврасов.
«В моем деревенском домике хранится испорченная скверным лаком ее копия с картины Айвазовского. Она очень хорошо вышивала. Долгое время в нашей семье береглись ширмы с вышитыми шелком птицами, а у меня хранится платок — бывшая спинка от кресла, которую она украсила аппликациями. Она помогала молодым художникам, изыскивала средства на организацию их выставок, стремилась доставить им известность, уговаривала своих богатых приятельниц купить их картины. Одним из этих молодых художников был Левитан. Его, как еврея, собирались высылать из Москвы, благодаря хлопотам бабушки, он остался».
София Николаевна устраивала у себя рисовальные вечера, на которых бывали многие известные художники. Она оставила интересные воспоминания о дворянском быте и жизни высшего света конца ХIХ века.
Занимательна история, связанная с портретом Софии Николаевны. Когда ей захотелось иметь собственный портрет, она обратилась к своему давнему другу художнику Василию Поленову. Он порекомендовал ей своего ученика Константина Коровина, талантливого начинающего художника. Когда портрет Голицыной был почти закончен, Поленов приехал к ней в гости. Княгини не оказалось лома. Художник увидел портрет: что-то ему в нем не понравилось. Он решил это исправить — взял кисть и краски. Написал на свой вкус. Как позже выяснилось, «исправления» не пришлись по душе Софии Николаевне. Она отослала портрет в имение в Тульской губернии Бучалки. Вскоре его забрали в Москву. Портрет был настолько велик, что никак не помещался в комнатах. Его свернули в рулон и спрятали в уборной. В 1924 году его обнаружил художник Петр Кончаловский. Он был удивлен, что такая искусная работа хранится в столь неподходящем месте. Кончаловский немедленно уговорил княгиню его продать в Третьяковскую галерею. «Портрет был продан за 25 червонцев, то есть 250 рублей — такие тогда были цены. Он долгие годы висел в Коровинском зале, и люди останавливались перед ним и любовались той красавицей, которая, держа руки на спинке кресла, глядела на них сверху».
Нет комментариев