Бездействие и в целом политика Горбачева в отношении Арцаха зачастую негативно оценивается не только армянской, но и азербайджанской стороной. Так, политолог Александр Перенджиев в 2017 году писал: «В маленьком мире на пространстве того же самого СССР дали о себе знать застарелые межнациональные конфликты, казалось бы, надежно спрятанные “под ковер” властью. Первый удар по единству народов был нанесен в Нагорном Карабахе (НКАО) — автономной области в составе Азербайджанской ССР, в которой преобладало армянское население. Карабах стал триггером — спусковым крючком всех последующих конфликтов и, как справедливо отмечено в предисловии к книге британского журналиста Томаса де Ваала “Черный сад. Армения и Азербайджан между миром и войной”, “стал первым конфликтом, взбудоражившим горбачевский Советский Союз”. Потом начались столкновения между грузинами и абхазцами, погромы турок-месхетинцев в Узбекистане, столкновения между узбеками и киргизами. Именно эти события сделали возможным последующий “парад суверенитетов” советских республик».
В том же 1988-м произошло мощнейшее землетрясение в Армении, за полминуты разрушившее почти всю северную часть республики. В зону, где случилась трагедия, прибыл Горбачев. Были организованы восстановительные работы и впервые в истории СССР армянское небо было открытым для всех стран, что некоторые считают безусловной заслугой руководителя с его политикой перестройки и гласности. Впрочем, даже в пострадавшем регионе к Горбачеву во время его визита обращались все с тем же вопросом — арцахским.
«После страшного землетрясения, обратившего к Армении все сострадание мира, в Ереване стали дружно снимать из набора все, что содержало в себе намек на конфронтацию с соседями. Какие могут быть споры перед лицом такого бедствия? Оказалось, могут», — писала публицист Грета Каграманова. Советская пресса старалась всеми силами сгладить конфликт, сделать вид, что вопрос улажен. «Советская Россия» от 30 декабря 1988 года под заголовком «Вместе и наравне» опубликовала диалог политобозревателя Центрального телевидения Александра Тихомирова и корреспондента газеты Николая Домбковского: «В свете катастрофы в Армении можно сказать сейчас так: существует приоритет общечеловеческих чувств над чувствами национальными. Солдат-азербайджанец, в течение девяти часов с помощью молотка и зубила высвобождавший из-под бетонных панелей армянскую девочку, — самое естественное явление. А вот призывы со стороны экстремистов к армянским семьям, утратившим кров, не селиться в юрты в силу антимусульманских взглядов, это согласитесь, аномалия, притом чудовищная для нормального человека. Впрочем, там, в зоне землетрясения, были только слова подстрекателей. А фактов — не было. Тысячи армянских семей живут сейчас в жилищах пастухов-кочевников в Ленинакане, у подножия монумента Матери-Родине, пальмовой ветвью осеняющей этот многострадальный город».
Комментарии 5
Ничтожества типа "Меченого" - грозное предзнаменование о происках Сатаны.
Первая сатана - Ленин - вторая сатана, завершающая эту тюрьму народов - Горбачёв.