Экскурсоводы расскажут вам, что армяне называют Ереван городом любви, — по легенде, советский архитектор Александр Таманян в начале прошлого столетия посвятил созданный им генеральный план застройки города своей жене. И что касается любви, ее здесь действительно можно найти в избытке — к жизни, стране, женщинам и, разумеется, к еде. Подробнее о том, что есть, отправившись в армянскую столицу, чтобы в буквальном смысле распробовать страну, чем заняться между застольями и, главное, как избежать переедания, — в материале «Известий».
Цвет абрикоса
Лететь до Еревана из Москвы — чуть меньше трех часов, а между тем уже ранней весной здесь начинается сезон цветения абрикосовых деревьев. Они белыми облаками обрамляют центральные улицы города, по которым можно, например, прогуляться к площади перед оперой, где ютятся цветочные лавки и дорогие магазины, и уже оттуда — к величественному Каскаду, внутри которого скрывается пятиэтажный (в маленькой Армении, как и в России, ценят размах) музей современной скульптуры.
Если желания изучать экспонаты нет, можно просто подняться по каменным скульптурам, опережая остающийся внизу городской шум, и посмотреть на Ереван с высоты птичьего полета. А потом спуститься вниз, чтобы отдохнуть в одном из расположившихся у подножия Каскада современных винных баров и консервативных старосветских кафе и ресторанов.
И это справедливо — не только потому, что готовить армяне любят и умеют, но и потому, что кухня здесь тесно сплетена с культурой. На каждое блюдо по запросу посетителя официант готов буквально из кармана фартука достать связанную с ним легенду, и не познакомившись с местной кухней Армению, конечно, не понять.
От голяшки до головы
Правда, более детальное знакомство с местной кухней потребует определенной подготовки — в том числе моральной. Дело тут и в традиционном армянском гостеприимстве, и в стремлении к изобилию на столе, и, прямо скажем, в питательности некоторых блюд, попробовать которые на их родине стоит хотя бы один раз. Например, хаш, который варят из говяжьей голени: после нескольких часов готовки получается наваристый бульон, можно сказать, чистый коллаген. Сами армяне предусмотрительно едят его только по утрам, с одним прицелом — после раннего застолья лечь вздремнуть, набираясь сил для вечерних шашлыков.
Как всякое блюдо-патриарх, хаш требует особого, прямо-таки церемониального подхода: сначала голяшку полагается достать и, чтобы не сильно остывала, прикрыть на тарелке тонким лавашом. Потом добавить в сам суп соль и перец (во время готовки его не солят вовсе), по желанию приправить лимонным соком и щедро покрошить туда сухой лаваш. Высший пилотаж — после этого черпать его не ложкой, а руками и всё тем же лавашом. Но это дело уже для настоящих мастеров.
Хаш — блюдо сезонное, рассчитанное на холодную погоду. Его здесь готовят с ноября по март, после этого найти хаш можно далеко не в каждом ресторане, но даже тогда хаш будут подавать не каждый день. Поэтому лучше договориться с рестораном за день или два.
При всей своей щедрости и жизнерадостности армяне — люди практичные. Когда речь заходит о мясе, в ход здесь в соответствии с самыми современными гастрономическими трендами идут все части животного.
И если хаш чаще всего готовят из голяшки, куски посочнее отправляют для запекания в тандыр (такое мясо здесь называют хоровац — впрочем, как и аккомпанирующие ему нежнейшие овощи, запеченные на углях), то голова быка или коровы — отдельный гастрономических аттракцион. Ее томят в тандыре по шесть-восемь часов, потом выносят, конечно, чтобы припугнуть гостей, и уже затем разделывают. Называют такое блюдо кялла и о желании его попробовать, учитывая технологию, хозяев тоже лучше предупредить хотя бы за день.
Впрочем, в большинстве блюд мясо все-таки сразу комбинируется с ароматными местными овощами, как в случае с долмой, которую тут можно найти и в виноградных листьях, и в айве, баклажане или помидоре. И практически для любого классического блюда тут можно найти вариант вегетарианский, ничем при этом не уступающий по вкусу. Например, классическая хапама — смесь из мяса, овощей и риса, запеченная в тыкве, но это не значит, что ее нельзя приготовить на десерт — с сухофруктами и рисом.
Говорят, что хаш лучше всего запивать абрикосовой водкой или минеральной водой «Джермук». В целом же под армянское застолье прекрасно подойдет местное абрикосовое пиво и вина. И, конечно, домашние компоты: сладкие из вишни, клубники, абрикоса или кисловатые — из кизила и айвы. А вот чтобы избежать переедания и сохранить силы для второй (а то и третьей) очереди блюд, тяжелую еду — такую как, например, хаш — здесь рекомендуют заедать редисом, который в больших количествах подают на стол.
Гата всему голова
Лаваш, как и свежая зелень, на столах, конечно, присутствует всегда. Но это не значит, что к нему нужно относиться как к должному. Напротив, неуважение к хлебу, по одной из легенд, некогда стоило древнеармянской богине любви Астхик брака с богом войны Ваагном — что уж говорить о возможных карах для простых смертных. Впрочем, когда видишь, как женщины этот лаваш пекут, помещаясь в специальных каменных углублениях, выбитых прямо перед исходящим жаром тандыром, поневоле проникаешься почтением.
На десерт, конечно, вам предложат пахлаву (обязательно отметив, что приготовлена она по особому, ни на что не похожему рецепту — и, скорее всего, не обманут). Но особого внимания заслуживает гата — сладкая лепешка с начинкой из сухофруктов, а то и просто смеси масла, сахара и муки.
Одну из лучших, говорят, делают в деревне Гарни, где также находится одна из многочисленных местных древностей — языческий храм Солнца, возведенный еще в I веке н.э. и удивительно напоминающий памятники античности.
Ехать до деревни из Еревана около получаса, а за гатой лучше отправляться в неприметный семейный ресторанчик «Мер Оджах», больше напоминающий гостеприимный деревенский дом, чем заведение общепита. Однако рецепты везде разные, и лучше набраться сил и по возможности попробовать все — невкусной гаты в Ереване и окрестностях найти не удалось.
Что посмотреть
Конечно, по Армении нужно ездить. Во-первых, чтобы увидеть древние каменные церкви и монастыри, которыми славится страна, а во-вторых, потому что это красиво — пейзажи здесь не менее разнообразные, чем кухня: впечатляющие горные ущелья сменяются песчаными степными ландшафтами, которые, в свою очередь, уступают место густой альпийской зелени.
Среди очевидных и наиболее близких к столице достопримечательностей — пещерный монастырь Гегард и главный монастырь армянской церкви Эчмиадзин, а еще озеро Севан — крупнейшее из озер Кавказа, в котором обитает севанская форель и сиг. Если есть время на дальние поездки, стоит посетить монастырь Татев и курортный город Дилижан или горнолыжный Цахкадзор. Или просто погулять по старому центру города Гюмри, где, несмотря на землетрясение 1988 года, сохранилось довольно много приземистых каменных особняков с замысловато выточенными арками. Говорят, что кялла — запеченная голова быка — родом именно из этих мест.
Нет комментариев