В работе эксперта Академии рассмотрен механизм воздействия через ограничения доступности зарубежных комплектующих. Так, санкционный шок вызвал разрыв логистических цепочек, рост транзакционных издержек и уход части поставщиков, что вызвало значительное сокращение импорта промежуточных товаров. Это привело к ощутимому падению производства и несырьевого экспорта, в особенности — вывоза товаров высокой степени переработки, включающие машины, оборудование, детали к ним.
Оценки влияния шока были построены на основе данных Росстата о выпуске и статистики более восьмидесяти стран-партнёров по торговле с Россией. Сокращение промежуточного импорта на один процентный пункт от общих издержек производства приводит к снижению выпуска примерно на 1,9%. Основной эффект проявляется довольно быстро — уже в следующем квартале. Несырьевой экспорт также оказался подвержен шоку промежуточного импорта. Особенно сильной была реакция в сегменте высокотехнологичных товаров: их сокращение оказалось примерно в семь раз выше, чем снижение используемого в производстве импорта (в долях от себестоимости).
💬 «Экспорт высокотехнологичных товаров оказался особенно чувствительным к изменениям в цепочках поставок. Это неудивительно, поскольку компании, ориентированные на внешний рынок, как правило, активнее используют импортные комплектующие. Эффект от шока проявляется через один-два квартала после сокращения импорта», — подчеркнул Александр Фиранчук.
По мнению ученого, хотя российские компании успешно переориентировались на компоненты из нейтральных стран, избыточная концентрация поставок из отдельных направлений может нести в себе риски в случае перебоев. Поэтому важно не только создавать запасы, но и диверсифицировать поставки.
#НАучные_новости
#Президентскаяакадемия
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев