Одним из важнейших условий успешного перехода являются:
- умение скрыто совершать марш на значительное расстояние;
- хорошо ориентироваться и быстро передвигаться на самой разнообразной местности в различное время года, при резких изменениях метеорологических условий;
- умение преодолевать встречающиеся на пути препятствия.
Организация передвижения.
Марш группы организует старший группы (СГ). Он принимает решение на начало движения на основе детальной и всесторонней оценки местности в полосе предстоящего маршрута, имеющихся сведений о противоборствующих сторонах в зоне БД, состояния и возможностей группы, а также сроков выполнения перехода.
При принятии решения на марш СГ предусматривает:
- конечную цель марша;
- маршрут движения;
- сведения о противоборствующих сторонах;
- места возможной встречи с ним; - походный порядок группы;
- скорость движения, места и ориентировочное время привалов;
- порядок действий при встрече с представителями противоборствующих сторон и места сбора в случае рассредоточенного ухода от преследования;
- сигналы управления и взаимодействия; - время готовности к началу движения; - способы оповещение членов группы, их материальное, техническое и медицинское обеспечение.
Группа будет совершать переход на незнакомой и предварительно неразведанной местности, поэтому успех будет во многом определяться выбором маршрута движения. Главное требование к маршруту – безопасность движения группы при максимальном сохранении сил группы.
Основными факторами, которые должны учитываться при выборе маршрута, являются: расположение противоборствующих сторон, местность, сроки выполнения перехода. Оценивая стороны вооруженного конфликта при принятии решения на переход, СГ обязан уточнить, какие силы и средства противоборствующих сторон находятся в полосе предстоящего марша (войсковые и милицейские подразделения и гарнизоны, контрольно-пропускные пункты и т.д.); выяснить, в каких районах и населенных пунктах жители относятся наиболее враждебно к войскам или, наоборот, поддерживают их; выявить какие объекты, участки дорог, переправы, мосты охраняются; уточнить, какие меры по усилению режима предпринимаются в полосе марша. На основе этих сведений СГ намечает маршрут, наиболее целесообразный с точки зрения безопасности от возможного нападения, определяет районы, где наиболее вероятна встреча с вооруженными людьми, и меры по снижению этой вероятности. Выбирая маршрут, нужно стремиться к обходу различных препятствий на пути движения. Однако в тех случаях, когда есть угроза безопасности группы, следует предпочесть более длинный путь, пусть даже связанный с преодолением таких серьезных препятствий, как густые заросли, болота, реки. Маршрут движения старший группы прокладывает обычно по карте. При этом он учитывает условия ориентирования, для чего намечает на маршруте четкие ориентиры и расстояние между ними. При выборе маршрута в лесистой местности не следует без крайней необходимости намечать путь движения через крупные лесные массивы, так как ориентирование в густом лесу, особенно ночью, сильно затруднено. Целесообразно прокладывать маршрут вблизи четких местных ориентиров (опушка леса, просека, берег реки, озера), совпадающих с направлением движения. Нужно стремиться к тому, чтобы маршрут проходил по таким участкам местности, на которых менее заметны следы. Это особенно важно в зимнее время. Походный порядок группы должен строиться и изменяться в соответствии с характером местности, другими элементами обстановки. Он должен обеспечивать движение в намеченном темпе (насколько позволяет состав группы), безопасность группы, удобство управления во время движения и принападения (уходе из-под его удара). Обычно походный порядок состоит из ядра группы и головного дозора. В случае необходимости осмотра отдельных участков местности и угрозы столкновения на марше могут высылаться боковые дозоры на один или даже два фланга. Тыловой дозор высылается при обнаружении или угрозе преследования группы. Состав и количество дозоров зависит от численности группы. Основная задача головного дозора – разведка маршрута и предупреждение группы об опасности. Дозоры двигаются на расстоянии, обеспечивающем зрительную и звуковую связь со старшим группы. На открытой местности дозор может удаляться на расстояние, превышающее связь голосом. Но в этом случае обязательно должна быть надежная зрительная связь или связь по радио. СГ обычно следует в голове ядра группы, управляя дозорами и регулируя скорость движения. Во всех случаях обязательно назначаются наблюдатели за дозорами, за флангами, в стороны которых не высланы дозоры, за воздухом, а также замыкающий, который, находясь в хвосте колонны, ведет наблюдение за тылом, а при наличии тылового дозора принимает его сигналы. Замыкающий также обязан не допускать растягивания колонны и остановки отдельных членов группы. Очень важна постоянная связь дозоров с ядром группы, для чего устанавливаются простые, легко запоминающиеся зрительные и звуковые сигналы, а также радиосигналы. Зрительные сигналы поддаются руками, головным убором, фонарем со светофильтром зеленого или синего цвета. Звуковые сигналы должны имитировать звуки леса или голоса животных, птиц (характерные для данной местности, времени года и суток). По радио сигналы подаются зуммером или постукиванием по микрофону. Для выдерживания направления движения в группе необходимо выделять так называемых ориентировщиков, которые должны постоянно контролировать по компасу, небесным светилам и местным ориентирам правильность направления движения. Скорость движения устанавливается с учетом сложности и протяженности маршрута, времени года, погоды, состояния грунта, других условий обстановки. Важное значение для поддержания высокой скорости передвижения и сохранения сил людей имеет правильное сочетание интенсивного движения и отдыха. Для кратковременного отдыха на марше, а также для уточнения местонахождения и определения направления дальнейшего движения, для осмотра и приведения в порядок обуви, одежды, снаряжения назначаются привалы. Первый привал продолжительностью 5-10 мин целесообразно устроить через 25-30 мин после начала движения. Во время привала устраняются выявившиеся недостатки в подгонке снаряжения, одежды и прежде всего обуви. Последующие привалы назначаются при движении по среднепересеченной местности через каждые 1,5-2 ч движения. Продолжительность привалов 10 мин. Если намечается пройти около 30 км и более в условиях темноты, то привал объявляется при преодолении половины пути на 1-2 часа для отдыха и приема пищи. В тех случаях, когда выбранный маршрут не может быть пройден за одну ночь, перед наступлением светлого времени группа останавливается на дневку. Районы дневок определяются СГ заранее, при разработке маршрута по карте, а в последующем уточняются по прибытии в намеченный район. Во время привалов организуется круговое охранение (наблюдение) и производится расчет состава группы для действий в случае внезапного нападения. Для успешного достижения целей марша важное значение имеет заблаговременная и целеустремленная подготовка к нему. Очень важно правильно уложить все имущество, предназначенное для переноски, подогнать снаряжение, чтобы оно не стесняло движений и не издавало каких-либо звуков при движении. Особенно хорошо нужно подготовить обувь (просушить, смазать), правильно подобрать носки. Не следует брать ничего лишнего.
Способы движения и преодоления препятствий
Значительное время занимает передвижение, осуществляемое пешим порядком. В зависимости от конкретных условий для передвижения могут применяться: ходьба, бег, перебежка и переползание. Ходьба в полный рост является основным способом передвижения всех людей. При продолжительном марше следует двигаться в привычной для каждого манере, не допуская излишнего напряжения. Важно сохранять ритмичность и глубину дыхания. Дышать нужно равномерно, через нос и делать полный выдох. Мышцы ног, туловища, рук должны быть по возможности расслаблены. Изменять ритм движения нужно плавно, постепенно набирая скорость в начале движения и сбавляя ее за 3-4 мин до конца. При остановке в ходе длительного перехода, если позволяет обстановка, рекомендуется 1-2 мин потоптаться в установленном темпе, чтобы постепенно снять нагрузку. Также используются и некоторые другие, специфические способы ходьбы. Ходьба пригнувшись применяется при передвижении на местности, которая может просматриваться вооруженными подразделениями, а также для быстрого преодоления небольших открытых участков местности. Ходьба бесшумно (крадучись) – способ передвижения, используемый при движении в районах, возможно находящихся под наблюдением противника, и в других случаях. Первое требование к бесшумной ходьбе – умение двигаться, не создавая шума при постановке ног на землю, и соблюдение осторожности во избежание возникновения шума от задевания за ветки. Шаг при такой ходьбе короче обычного. Нога ставится на землю легко, осторожно. При передвижении на короткие расстояния ногу лучше ставить на носок, медленно перенося массу тела на всю ступню. При передвижении на значительные расстояния нога выносится на пятку, а другая нога слегка сгибается до положения полуприседа. Выносимая вперед нога должна ставиться так, чтобы можно было сразу же поднять ее, если она попала на предмет, производящий шум. Ходите так, чтобы усилия шли от бедра, а не от колена. Обычно шум производит пятка, особенно там, где на земле валяются палки, сучья, камни и т.п. Передвижение по вязкому грунту вызывает дополнительный расход энергии, затрачиваемой на «вытаскивание» ног из вязкой почвы и на сохранение равновесия. Поэтому по вязкому и топкому грунту надо двигаться короткими шагами, быстро переставляя ноги, чтобы они не успевали глубоко уходить в почву. Ногу нужно ставить на всю ступню, движение облегчать энергичной работой рук. Желательно выбирать более твердые участки почвы, борозды, кочки, глинистые выступы. В этих случаях движение небольшими шагами чередуется с прыжками и большими шагами. Двигаясь по скользкой поверхности (например, по глинистой почве после дождя) ногу следует ставить на всю ступню. Одна рука обязательно должна быть свободна, чтобы делать ею короткие резкие движения для сохранения равновесия. При передвижении по камням, щебню, через развалины строений в населенных пунктах прежде чем наступить нужно нащупать ногой твердую точку опоры и постепенно переносить на нее тяжесть тела. Шаг следующей ногой делать только после принятия устойчивого положения на первой. При передвижении по высокой траве рекомендуется выше поднимать ноги и ставить их на землю с носка. При передвижении по мелкой воде, чтобы не создавать шума, ногу надо опускать постепенно с носка, протаскивая ее вперед по воде скользящим движением, как при ходьбе на лыжах. При низкой температуре зимой скрип шагов по снегу слышен на 30-40 м. В морозную ночь распространение звуков увеличивается. В годы войны для уменьшения звука шагов зимой разведчики обшивали подошвы сапог шубными лоскутами, обматывали мягкими тряпками. Для звуковой маскировки своего движения нужно также использовать шумы, вызванные стрельбой, пролетающими самолетами, работающими двигателями, движением машин, и ветер, дующий со стороны противника. В лесу опавшая листва, сучья, валежник то и дело шумят и потрескивают под ногами. Чтобы идти без шума, шаги укорачиваются, нога ставится на землю, мягким, нащупывающим движением. Если под ногу попадёт предмет способный вызвать шум, человек, опираясь на ногу имеющую твердую опору, ищет другое место, куда шагнуть. Если под ногами очень много сучьев, прежде чем шагнуть надо разворошить их носком, нащупать твердую землю и наступить. Отводя в сторону ветки, преграждающие путь надо не бросать их, а, придерживая, медленно вернуть в прежнее положение. Тогда они не зашумят.
Иногда случается, что шум человек носит с собой. Поэтому прежде чем начать марш, надо для проверки попрыгать – с целью проверки снаряжения на «гремучесть». Если что-то бренчит и позвякивает, найти причину шума. Например, два металлических предмета стукаются друг о друга. Их перекладывают материей. Достаточно вложить в коробок со спичками виток бинта или кусочек бумаги и шума как не бывало. Упражняясь, надо думать как получается шум и можно ли его избежать. Например, если идти по железной крыше, то громыхание будет слышно за целый квартал. Однако встав на четвереньки и поставив руки и ноги на ребра, где листы железа соединяются друг с другом, можно двигаться очень тихо. В жилых помещениях паркет и половицы в тех местах где часто ходят, расшатываются и начинают скрипеть. Но если идти вплотную к стене, то шума может не быть. Если избежать шума нельзя, надо попробовать замаскировать его другим шумом. Например, на фронте, чтобы скрыть от врага подход танков, иногда открывали артиллерийскую стрельбу. При звуковой маскировке исходят из того, что звуками высокими перебивают звуки низкие. Чтобы не кашлянуть, проглатывают корочку хлеба, надавливают на кадык. Чтобы не чихнуть, трут переносицу, засовывают в ноздри мизинцы. Чтобы неслышно чихнуть или кашлянуть, если нет никакой возможности сдержаться, широко открывают рот, выдыхают побольше воздуха из легких и, прикрыв рот и нос скомканной материей, прокашливаются или чихают, не вдыхая до этого новой порции воздуха. При беге в лесу нужно быть осмотрительным, чтобы не попасть ногой на твердые ветки. Для большей устойчивости при беге по мокрому или скользкому грунту ногу следует ставить на всю ступню. Взбегая на гору или крутой подъем, ногу надо ставить на грунт с носка. По неглубокой (до колен) воде бежать лучше мелкими шагами, высоко поднимая колени. Встречающиеся на пути небольшие препятствия (канавы, ручьи, камни) нужно преодолевать легким широким шагом, сохраняя взятый темп бега и ритм дыхания. Перебежками обычно пользуются для быстрого преодоления участков местности, возможно находящейся под наблюдением или огнем противника. Перебежки обычно совершаются от одного укрытия к другому и выполняются стремительно и внезапно. При этом важно уметь быстро вскакивать и падать. При падении нельзя оставаться на месте, а следует переместиться перекатом вправо или влево. Протяженность перебежки в зависимости от условий может быть 20-40 шагов. Переползание – способ скрытного приближения к объектам противника и преодоления таких участков местности, на которых высота укрытий не позволяет незаметно передвигаться в полный рост или пригнувшись. Для преодоления небольших препятствий на пути движения применяют различные прыжки, вылезание, влезание, пролезание, подлезание. Прыжки в зависимости от характера преодолеваемого препятствия могут быть в длину, с приземлением на одну или на обе ноги (выполняются с разбега или с места), с опорой на препятствие как одной ногой, так и рукой и ногой и переносом тела боком через препятствие, например, через поваленное дерево, низкую изгородь и др. Вылезание из глубоких препятствий (промоина, траншея, яма) осуществляется с помощью упора коленом о край препятствия, упора руками и ногами о стенки или края препятствия. Вползание в укрытие типа воронки производится путем подползания к укрытию по-пластунски или на получетвереньках с последующим поочередным опусканием в укрытие ног. Для пролезания в проемы, щели и отверстия необходимо приблизиться к препятствию ползком или пригнувшись. Преодолевая препятствие, перенести в него сначала одну руку и одну ногу, а затем все тело. Подлезание применяется, когда препятствие имеет небольшой просвет над землей (поваленное дерево, забор и т.п.). Иногда для преодоления таких препятствий необходимо подрыть часть грунта под ними. Подлезть можно ползком или низко пригнувшись. К таким способам как влезание на препятствия и пролезание через них, прибегают в тех случаях, когда препятствия имеют значительную высоту (забор, стена, дерево, крутой обрыв). Они могут осуществляться одним человеком, при помощи товарища, с помощью подручных средств. Наиболее эффективны два последних приема. При преодолении препятствий из грунта можно в качестве опоры использовать лопату или же с ее помощью сделать небольшие углубления и упираться в них как в своеобразные ступени. В качестве подручных средств используют шесты, веревки, самодельные лестницы. Закрепление на дереве (например, для ведения длительного наблюдения) производится с помощью веревок. Веревку используют для устройства подвесного сиденья типа качелей. Обмотав веревкой две соседние ветки, получают весьма удобное сиденье.
Обеспечение скрытности перехода
Выбор правильного маршрута движения имеет важное значение при маскировке своих следов, при этом должны учитываться все требования, и прежде всего обеспечение безопасности группы.
В этом отношении заслуживают внимания следующие особенности следов:
- следы, вообще говоря, не так просто обнаружить, а тем более определить их давность;
- следы на тропах, пыльных дорогах и песке при сильном ветре уже через несколько минут после образования исчезают почти полностью;
- следы плохо различимы на гальке, на участках захламленных хворостом и валежником, в камышах, если их не ломать, а оставить после прохода в прежнем положении;
- поверхностные следы на луговой или лесной почве в сухую погоду обнаруживаются очень трудно, а по истечении 3-4 часов их порой заметить совершенно невозможно;
- вдавленные следы, оставленные в сырую погоду на поле, или след, проложенный на росистой траве, сохраняются очень долго и их легко обнаружить;
- следы, оставленные на песчаном дне в стоячей воде, покрываются илом примерно через 3-4 часа после их образования;
- довольно трудно заметить следы и определить направление движения, если они засыпаны песком или заметены метлой;
- следы на песчаном берегу озёр и рек сохраняются очень долго и потому легко обнаруживаются.
Учитывая эти особенности, вы должны выбирать такой маршрут, который максимально бы обеспечил безопасность группы. Каждый член группы при передвижении должен стремиться скрыть свои следы различными способами. Для этого необходимо прежде всего знать те признаки, по которым могут найти ваши следы и не оставлять их на местности. Нужно ступать так, чтобы не ломать стебли, особенно высокой травы. Переходя дороги, следует выбирать участок с твердым покрытием, где следы менее заметны, а иногда вообще не поддаются обнаружению. В отдельных случаях, когда нельзя скрыть признаки перехода дороги, можно применить шест или замести оставленные на дороге следы. Необходимо дезориентировать посторонних относительно действительного направления движения, маскируя с этой целью те признаки, по которым оно определяется. С дороги следует сходить там, где нет высокой травы, так как место перехода трудно скрыть, если трава высокая и густая, к тому же в ненастную погоду и при сильной росе на траве могут оставаться куски грязи от обуви, указывающие на место, где это происходило. В сильный ветер пыльные дороги можно переходить без всякой маскировки следов, поскольку они очень быстро заносятся песком и их трудно обнаружить. Вы должны твёрдо знать, каким образом надо маскировать свои следы, если придётся преодолевать водные преграды. Переправляясь на другой берег на лодке или на подручных средствах, необходимо высаживаться в воде на некотором удалении от берега. В месте причала всегда остаётся хорошо заметное углубление, образуемое килем лодки или передней частью другого средства переправы. Это углубление быстро исчезает, если дно песчаное и вода проточная. Но когда вода стоячая, а дно илистое, такое углубление может долго оставаться заметным, а следовательно, и легко обнаруживаемым. Для подхода к водной преграде и выхода на берег после её преодоления необходимо выбирать такой участок, который максимально затруднял бы обнаружение места посадки на плавсредства и места высадки. Не следует выбирать участки с песчаным берегом, так как на песке долго сохраняются следы. Следы могут быть скрыты, если подход к реке (озеру, каналу) или отход после высадки на другой берег осуществлен на участках, захламленных хворостом, камышом, листвой, различными водорослями, сухой травой, либо на участках с сухой твёрдой землёй, галькой. Трудно определить место подхода к реке или отхода от неё, если движение было совершено по камням (переступали с одного камня на другой). Однако на поросших мхом камнях в прозрачной воде хорошо видны следы скольжения. При преодолении водной преграды вплавь или переходе её вброд нельзя срывать растения – всплывая на поверхность воды, они демаскируют место переправы. Когда переправа осуществляется вброд, необходимо подбирать такой участок, где дно песчаное, так как при илистом дне вода становится мутной. Это помутнение долго держится в стоячей воде. Водную преграду вброд лучше преодолевать в местах зарослей, где следы менее различимы, если не нарушать общий вид этих зарослей. Особенно трудно маскировать следы в зимнее время, поскольку следы на снегу очень заметны. С целью маскировки следов поверх обуви можно надевать бесформенные башмаки, сделанные из травы, прибегать к различным ухищрениям, заметать следы. Для групповых переходов вы должны обучить движению «след в след», что требует внимательности.
Нельзя надламывать ветки кустов во время движения и на стоянках, оставлять на земле обрывки бумаги, окурки, бинты, тряпки, остатки пищи, пустые консервные банки, срывать и бросать на землю свежие листья, сдвигать с места камни, сухую листву, сучья. Нельзя оставлять предметы и вещи, которыми вы пользовались (метлы, шесты, палки), так как все это является признаком для обнаружения ваших следов и местонахождения. Нужно всегда помнить, что в зоне БД придаётся большое значение воздушной разведке районов, используются для этой цели БПЛА вертолёты и армейские самолёты, оснащенные разведывательной аппаратурой и средствами наблюдения. Вы должны хорошо знать основные требования, предъявляемые к маскировке. В лесу, зарослях кустарника, камыша, высокой травы воздушное наблюдение затруднено, если строго соблюдать основные принципы маскировки следов. В лесу воздушное наблюдение ведётся в первую очередь за выходами из леса, за лесными полянами, перелесками, развилками дорог и троп, а также за другими участками, просматриваемыми с воздуха. Во время наблюдения с воздуха обращается главное внимание на следы стоянок, потухшие костры, дым костров, оставленные шалаши. На болотисто-озерных участках наиболее подходящим временем для дневных переходов являются утренние и вечерние часы. Дымка от испарений, а также частые туманы в значительной мере затрудняют наземное и воздушное наблюдение. Наблюдатели с воздуха в таких районах обращают внимание прежде всего на межозерные и межболотные дефиле, на проходимые участки болот, на места, покрытые густой травой, где могут быть хорошо заметны оставленные следы. В светлое время суток движение по болотистой местности опасно, так как создаются условия для хорошей видимости с воздуха на значительные расстояния. Воздушный поиск организуется группами вертолетов или БПЛА методами параллельного курса вертолетов, зигзага и спирали. Внимательное наблюдение за полетами летательных аппаратов позволяет выявить те участки, которые их интересуют, а следовательно, принять своевременное решение об уходе в другой район.
Берегите себя и близких!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев