Как запорожские казаки перед сражением дразнили противника, исполняя герц
О мужестве, отваге и доблести запорожцев вот уже сколько веков ходят потрясающие легенды. Не перестают удивлять их находчивость, смекалка, острый ум в ведении боев как на суше, так и на море. Чего только стоили их знаменитые "Чайки", наводящие ужас на вражескую флотилию, и тактика "герц", называющийся кровавым танцем смерти, который мог повергнуть любого противника в панический страх.
"Выросли в трудах - как скифы, закаленные разными испытаниями - как гунны, прирожденные воины - как готы, загоревшие на солнце - как индейцы и жестокие - как сарматы. Львы в преследовании врага, похожие на турков в коварстве. Они христиане по своей вере...", — так характеризовал запорожцев французский историк Н. де Бартенон в 1608 году.
Почти каждое свое сухопутное сражение запорожцы начинали с "нецензурного приглашения подраться насмерть". Это был герц (в украинском - "герць") — проявления своего мужества и проба сил противника перед грядущим боем в поединке.
Герц — это нечто вроде психической атаки, а говоря современным языком, что-то вроде "коктейля из разведки боем и игры со смертью". Похожую тактику запорожские казаки позаимствовали у татарских воинов, хотя те себя под пули никогда не подставляли и дразнили противника на расстоянии, не рискуя жизнью. А лихие запорожцы, проявляя удивительную смелость и отвагу, переходили все грани безопасности и зачастую гибли. Это была самая нахальная смерть в истории военных сражений.
А происходило это зачастую так. Самые бесстрашные казаки, сгруппировавшись, подъезжали к строю противника на расстояние выстрела и начинали свой смертельный танец. Они мастерски гарцевали на лошадях, "джигитовали", смеялись, выкрикивали оскорбительные ругательства, вызывая таким образом смельчаков из стана врага на поединок. Казаки, пританцовывая под пулями и летящими ядрами, кружили в 100-150 шагах от противника, что было достаточно для того, чтобы те расслышали нецензурную брань, но многовато для прицельного выстрела из мушкетов.
Герц, как правило, безотказно действовал на психику, и часто взбешённые воины вражеской стороны срывались и начинали палить из мушкетов куда попало. А конники, ломая строй и пытаясь настичь казаков, тут же нарывались на стройный огонь казацких мушкетов. А ежели командующий вражеской стороны все же удерживал своих воинов, то цель герца всё равно была достигнута - он сеял панику в рядах противника, им теперь казаки казались полубогами — или полудемонами.
Демонстрируя потрясающую отвагу и боевой дух, казаки крутились под градом пуль и ядер, создавая иллюзию своей неуязвимости. Наглость в запорожцах сочеталась с необычайным военным мастерством, поэтому соперники, принявшие их вызов, нередко гибли в поединке. Хотя и сами казаки после герца не все возвращались в свой стан. Но как бы там ни было, в те годы первая пролитая кровь перед сражением много значила для боевого духа.
Несмотря на потери герц запорожцев никогда не прекращался, они осознанно шли из боя в бой на кровавый смертельный танец, закаляя свою волю, отвагу и мужество. К слову, у герца была еще одна роль - разведка. Благодаря ему гарцующие казаки наметанным глазом выявляли засады противника и особенности местности на вражеской территории.
Запорожский казак черту не брат
Большинство, кто сталкивался на поле брани с запорожцами, считали их практически непобедимыми - "их не брала пуля и не рубила сабля". Так, турецкий военачальник Гусейн-Дели в 1641 году, отступая после четырехмесячной осады Азова, в отчаянии рапортовал султану: "У нас чудовищные потери. Мы завоевали целые царства, а теперь несем позор от незначащей горсти запорожских казаков. Они не люди. Они шайтаны, принявшие человеческий облик. По словам янычар, они останавливают пули, ловят полами кафтанов ядра, растворяются в воздухе и неожиданно бьют из-за спины".
Не зря говорили: "Запорожский казак может обмануть самого черта". И в этом казаки использовали не только боевое оружие, но и тайные знания. Того, кто ими владел, называли "характерниками". И благодаря секретам этих чародеев, казаки смогли выстоять в войнах с поляками, татарами и турками.
Предвыборные поединки
К слову, поединки нередко применялись и в предвыборных компаниях. Ежегодно на Сечи проводились выборы новых лидеров - обозного, судьи, хорунжего, писаря, казначея и кошевого атамана. За этим процессом следили гетман и старшина, но окончательное решение принимала рядовая казацкая голытьба.
И так как бойцы всегда уважали храбрых и удачливых командиров, сотникам и полковникам частенько приходилось выезжать на поединок, рискуя головами ради авторитета и власти. И тот, кто проходил этот кровавый отбор, составлял цвет одной из лучших армий Восточной Европы.
Морские походы запорожцев
Среди запорожцев были... "и поляки, и московиты, и волохи, и евреи, и вообще люди всякого языка". Эта полиэтническая община, сформировавшаяся на "ничейных" пограничных землях за днепровскими порогами, не подчинялось никому на свете и постоянно пополняла свои ряды изгоями и беглецами. Она жила по своим собственным законам и обычаям, существовала за счет добычи, которую захватывали во время многочисленных сухопутных и морских походов.
Ни для кого не секрет, что запорожцы прославились не только сухопутными сражениями, а и морскими разбоями. Свои морские рейды на Черное море запорожцы осуществляли на так называемых "Чайках" - парусно-гребных судах, которые строились на Сечи. Романтическое название "Чайка" происходит от итальянского - saіcca, турецкого -sayca, болгарского - шайка, означающее - пиратский корабль.
"Чайки" напоминали своей конструкцией фрегаты, идущие на веслах и под парусами. Такие суда вмещали до пятидесяти человек. Дабы они могли выдержать жестокие бури в шторма, их обвязывали вокруг бортов снопами из камыша, который поддерживал их на воде.
Дерзкие и отважные, презирающие смерть, казаки не страшились брать штурмом даже крупные турецкие галеры. Поэтому на море в те времена ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружен, не находился в безопасности, если он сталкивался в тихую погоду с казацкими "Чайками".
В любой момент корабль могли неожиданно окружить множество "Чаек", взять на абордаж и штурмом захватить его. Казаки отбирали деньги, ценный товар, пушки, оружие, а само судно вместе с командой пускали на дно. Вволю набрав добра, возвращались запорожцы домой. И тут уж их на обратном пути поджидали засады и турок, и татар. Иной раз и половины запорожцев не возвращалось на Сечь.
Со средины 16 века морские походы казаков стали обычным явлением. Запорожец, который ни разу не побывал в морском набеге, вообще не считался настоящим казаком. Почти ежегодно совершали запорожцы походы на мусульманские портовые города. В начале 17 века запорожцами был предпринят дерзкий поход на Синоп, что в Малой Азии. Ущерб, причиненный городу, оценивался в 40 миллионов злотых. Когда султан Ахмед І узнал о падении Синопа, он так разгневался, что едва не казнил великого визиря.
Затем в 1616 году две тысячи сечевиков под предводительством Петра Сагайдачного в устье Днепра разгромили турецкую флотилию, захватив при этом десятки галер и около сотни лодок. А после отправились в Крым на невольничий рынок в Кафу (Феодосия) и освободили из неволи тысячи рабов. Через четыре года запорожцы на 150 чайках подошли к берегам Турции и атаковали Константинополь и Варну. А еще через пять лет казацкий флот под Очаковом разбил турецкую флотилию, захватив более 20 галер.
Такие вот подвиги славные и не очень совершали легендарные запорожцы, проявляя отвагу и мужество на полях сражений на суше и на море. На личном примере, а также на песнях и байках о герцах и морских походах, воспитывая новое поколение лихих казаков.
И что удивительно, запорожцы не боялись никого: ни татар, ни турок, ни черта лысого... окромя женщины, которая согласно преданиям забирает у казака всю силу, мужество и магическую защиту.
А сакральная фраза "потерял голову от любви" для сечевика иногда имела буквальный смысл, ибо казак, посмевший привести женщину на Сечь, рисковал на самом деле остаться без головы. Поэтому, вступая в ряды казацкого братства, запорожцы символично венчались с "единственной невестой и женой казака - свободой".
И лишь со временем казаки стали обзаводиться семьями, поселяя их в приднепровских селах...
#история
в чём она проявляется и опровергните мои слова, прежде чем наезжать ... может не продавались запорожцы полякам и османам, с ними ходили на москалей , а следом с москалями на тех же османов и поляков...
что это были отчаянные сорвиголовы , это никто не отрицает, но это были по сути банды отморозков , ради наживы продававшиеся всем кто хорошо заплатит и с лёгкостью предававшие тех кому клялись в верности ...
А первые донские казаки ландыши нюхали, когда запарожцы набеги устраивали... --- Впервые в письменных российских источниках о донских казаках упоминается в грамоте ногайского князя Юсуфа царю Ивану Грозному. В грамоте, датированной 1550 годом, князь пишет: «Холопи твои, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и в четырёх местах городы поделали, да наших послов и людей наших, которые ходят к тебе и назад, стерегут, да забирают, иных до смерти бьют… Этого же году люди наши, исторговав в Руси, назад шли, и на Воронеже твои люди — Сарыазманом зовут — разбойник твой пришел и взял их».
и донцы не пай мальчиками были и караваны торговые грабили и иногда набеги совершали пограбить, только это были отдельные сорвиголовы и делали они это не за злато османское или польское .. да работорговлей не грешили
Да что вы говорите. Почитайте на досуге, сколько ясыря привозили из походов все без исключения казаки. Сколько ясырок (чужестранок, взятых в плен во время походов на Кавказ, Персию, Крым) привозили. В самом начале ХVIII века, когда царь Пётр I запретил казакам совершать морские набеги на Турцию и Крым, казаки, совершая набеги на Кавказ, с тех пор привозили "ясырь", исключительно из горских красавиц. Путешественник Манштейн, побывавши тогда на Дону, описывает, как в один из набегов на Кавказ, бригадир Краснощёков -"гроза Кавказа", привёз десять тысяч "женского ясыря": кабардинок, чеченок и черкешенок, на которых донцы поженились.
Немецкий путешественник Паллас, побывав на Дону в 1734 году пишет: "казачки городка Черкасск одеваются по восточному: спускающиеся до самой щиколотки широкие шаровары, сапожки или туфли из жёлтого сафьяна, рубашки их, обыкновенно из красной, жёлтой или синей материи". Облики и черты восточной женщины ещё долго сохранятся...ЕщёДа что вы говорите. Почитайте на досуге, сколько ясыря привозили из походов все без исключения казаки. Сколько ясырок (чужестранок, взятых в плен во время походов на Кавказ, Персию, Крым) привозили. В самом начале ХVIII века, когда царь Пётр I запретил казакам совершать морские набеги на Турцию и Крым, казаки, совершая набеги на Кавказ, с тех пор привозили "ясырь", исключительно из горских красавиц. Путешественник Манштейн, побывавши тогда на Дону, описывает, как в один из набегов на Кавказ, бригадир Краснощёков -"гроза Кавказа", привёз десять тысяч "женского ясыря": кабардинок, чеченок и черкешенок, на которых донцы поженились.
Немецкий путешественник Паллас, побывав на Дону в 1734 году пишет: "казачки городка Черкасск одеваются по восточному: спускающиеся до самой щиколотки широкие шаровары, сапожки или туфли из жёлтого сафьяна, рубашки их, обыкновенно из красной, жёлтой или синей материи". Облики и черты восточной женщины ещё долго сохранятся в чертах казачки. Через сто лет после Палласа историк Брюневский, посетивший Черкасск и другие городки в 1834 году писал: "Кавказские красавицы и теперь нередки на Дону". Запорожские и донские казаки в большинстве своем женились на турчанках, терцы - на своих соседках чеченках и дагестанках, уральцы - на ногайках и сартянках, а вот сибирские «казаки—землепроходцы» — на туземках не женились. Они слали челобитные донским и яицким казакам, дабы те поделились своими полонянками. И братья-казаки выручали сибирцев, посылая им девушек. И это было вплоть до 19-го века Так что давайте без этого --- запорожцы - гады и бандиты, а вот наши казаки - самые казакатые казаки в мире.
Загляните в казацкий словарь. Ясырём называли всю добычу с набегов и войн, в том числе был и человеческий ясырь. Изначально ясырка — пленница взятая на востоке, так называли домашних прислуг, домработниц; ясырь — пленный. Ясыри считались рабами, невольниками. Только со временем ясырок стали завозить с целью женитьбы.
Вообще - то в расцвете казачества( т.е. средневековье ) ценилась только сила.... Какие могут быть разговоры о морали и толерантности..... Казаки изначально это беглые холопы ,преступники , вдрызг проигравшиеся шляхтичи , москалей тоже хватало.... Кто похитрее тот и составлял казацкую верхушку..... Ну а повернуть войско куда надо труда не составляло...... Если говорить о других , вспомним инквизицию , Сибирь тоже не молитвами присоединили......
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 22
Путешественник Манштейн, побывавши тогда на Дону, описывает, как в один из набегов на Кавказ, бригадир Краснощёков -"гроза Кавказа", привёз десять тысяч "женского ясыря": кабардинок, чеченок и черкешенок, на которых донцы поженились.
Немецкий путешественник Паллас, побывав на Дону в 1734 году пишет: "казачки городка Черкасск одеваются по восточному: спускающиеся до самой щиколотки широкие шаровары, сапожки или туфли из жёлтого сафьяна, рубашки их, обыкновенно из красной, жёлтой или синей материи". Облики и черты восточной женщины ещё долго сохранятся...ЕщёДа что вы говорите. Почитайте на досуге, сколько ясыря привозили из походов все без исключения казаки. Сколько ясырок (чужестранок, взятых в плен во время походов на Кавказ, Персию, Крым) привозили. В самом начале ХVIII века, когда царь Пётр I запретил казакам совершать морские набеги на Турцию и Крым, казаки, совершая набеги на Кавказ, с тех пор привозили "ясырь", исключительно из горских красавиц.
Путешественник Манштейн, побывавши тогда на Дону, описывает, как в один из набегов на Кавказ, бригадир Краснощёков -"гроза Кавказа", привёз десять тысяч "женского ясыря": кабардинок, чеченок и черкешенок, на которых донцы поженились.
Немецкий путешественник Паллас, побывав на Дону в 1734 году пишет: "казачки городка Черкасск одеваются по восточному: спускающиеся до самой щиколотки широкие шаровары, сапожки или туфли из жёлтого сафьяна, рубашки их, обыкновенно из красной, жёлтой или синей материи". Облики и черты восточной женщины ещё долго сохранятся в чертах казачки. Через сто лет после Палласа историк Брюневский, посетивший Черкасск и другие городки в 1834 году писал: "Кавказские красавицы и теперь нередки на Дону".
Запорожские и донские казаки в большинстве своем женились на турчанках, терцы - на своих соседках чеченках и дагестанках, уральцы - на ногайках и сартянках, а вот сибирские «казаки—землепроходцы» — на туземках не женились. Они слали челобитные донским и яицким казакам, дабы те поделились своими полонянками. И братья-казаки выручали сибирцев, посылая им девушек. И это было вплоть до 19-го века
Так что давайте без этого --- запорожцы - гады и бандиты, а вот наши казаки - самые казакатые казаки в мире.