Архиепископ греческого острова Самос Иосиф Георгиринис уточнял, что извлеченный из могилы череп умывался вином и помещался в притворе именно той часовни, где был отпет покойный. Маркировка костей позволяла сохранить информацию о брате монастыря, который в будущем может быть канонизирован как святой. Подобная традиция погребений продолжается на Святой горе и сегодня.
Вот как описывал посещение Афона писатель Борис Зайцев, побывавший на Святой горе в 20-х годах XX века:
Гробница Андреевского скита – довольно большая комната нижнего этажа, светлая и пустынная. Шкаф, в нем пять человеческих черепов. На каждом указано имя, число, год. Это игумены. Затем, на полках другие черепа (около семисот) рядовых монахов, тоже с пометами.
И, наконец, самое, показалось мне, грозное: правильными штабелями, как погонные сажени валежника, сложены у стены, чуть не до потолка, мелкие кости (рук и ног). Сделано все это тщательно, с той глубокой серьезностью, какая присуща культу смерти.
На стене висит соответственное произведение: «Помни всякий брат, Что мы были, как вы, И вы будете, как мы.
Древнейшей сохранившейся коллекцией останков христиан обладает монастырь Cвятой Екатерины на горе Синай, в Египте, основанный в 530 году. Через определенное время на местном кладбище происходит эксгумация останков умерших братьев. Кости извлекаются из земли, очищаются и помещаются в склеп, который используется монахами в качестве места для размышлений о скоротечности человеческой жизни. В монастырском оссуарии, расположенном на нижнем ярусе церкви Успения Пресвятой Богородицы, содержатся кости примерно трех тысячах умерших в обители монахов и мирян.
Комментарии 2