Кратет исследовал и комментировал текст гомеровских поэм, в частности, предлагая толковать их аллегорически, а также предлагал свои варианты правки текста. Из составления комментариев к «Одиссее» и родился его интерес к географии. Страбон сохранил пример комментария пергамского ученого к «Одиссее»: Кратет толковал стихи Гомера об эфиопах, живущих в местах, где нисходит и где восходит солнце. По его мнению, две части народа эфиопов живут на разных берегах океана.
Кратет развивал теорию Эратосфена и обратил внимание, что, по его расчетам, известный эллинам мир занимает около четверти планеты. Он предположил, что есть и другие материки. Согласно Кратету, известные ему Европа, Азия и Африка составляют Ойкумену. По ту сторону Атлантики и за экватором должны были лежать три других материка.
Ученики Кратета продолжали его филологические изыскания, но от большинства из них сохранились только имена, а его ученик Артемон может быть одним из двух древних ученых с этим именем. Первый из них, Артемон Клазоменский, написал биографию Гомера, другой, уроженец Кассандрии, — труд о собирании книг.
Теории Кратета о климатических зонах и землях за пределами Ойкумены получили развитие в античной и средневековой географии. В I веке н. э. римский географ Помпоний Мела суммировал географические знания своей эпохи в книге «О положении Земли». Ученый разделил планету на пять климатических зон. Земли на крайних севере и юге слишком холодны для человека, экватор — слишком жарок. В северной умеренной зоне живут известные ему народы, а южная населена антихтонами. Мела не сомневается в существовании антихтонов, но признает, что написать об их землях что-нибудь невозможно, потому что никто не пересекал экватор из-за жары. В средние века жителей земель за экватором называли антиподами и изображали их материк на картах.
Античная наука. Пергамская библиотека
После учреждения книжного собрания в Пергаме трудился целый ряд выдающихся ученых и врачей. Малоазийский город больше прославился работами в области медицины и математики, чем гуманитарными дисциплинами.
При святилище бога Асклепия действовал медицинский центр, в котором работали выдающиеся врачи. Среди них Никандр Колофонский — автор поэм, в которых он изложил знания своего времени о ядах и противоядиях.
Пергамские парфюмеры делали духи из таволги и ладана. Исследования медицины продолжались в Пергаме и в римское время. Именно в этом городе родился и начал обучение выдающийся врач Гален (II век н. э.). В Пергаме его наставником был врач Сатир. Это показывает, что врачебная школа продолжала работать в малоазийском городе, как минимум, до II века н. э.
На рубеже III-II веков до н. э. в Пергаме жил и творил Аполлоний Пергский, один из трех величайших эллинских математиков после Евклида и Архимеда. Он родился в Памфилии, жил Александрии, а позже приехал в Пергам по приглашению работавшего там математика Эвдема. Этому ученому принадлежит капитальный труд «Конические сечения», часть которого сохранилась в оригинале, часть — в переводе на арабский.
Нет комментариев