Ещё трижды в 1814 году под Нарвскими воротами проходили полки-победители: 6 октября павловцы и финляндцы, 18 октября — полки конной гвардии, 25 октября — гвардейские казаки. С течением лет ворота стали неотъемлемой частью городского ландшафта, однако время брало своё: в 1824 году генерал-губернатор Петербурга Милорадович рапортовал императору Александру о том, что деревянные ворота пришли в негодность и даже опасны, так как могут внезапно обрушиться, причинив ущерб.
Генерал предлагал возвести их в камне, что и было осуществлено, правда, когда ни Александра I, ни Милорадовича уже не было в живых. Закладка каменных ворот состоялась 26 августа 1827 года в день 15-летней годовщины Бородинского сражения в торжественной обстановке и при присутствии самого Николая I и 9 тысяч гвардейцев — ветеранов Отечественной войны и Заграничного похода.
За перестройку ворот взялся архитектор Стасов, несколько изменивший конструкцию Кваренги, сохранив пропорции и основной замысел предшественника. Вопреки желанию Александра I, намеревавшегося перенести каменные ворота на место тех, что были построены при Екатерине, Стасов воздвиг арку совсем рядом с первоначальной.
Василий Стасов – архитектор-новатор
В том же году успели заложить фундамент будущих ворот: в землю было вбито почти 1100 восьмиметровых свай, на которые были положены плиты из разных материалов общей толщиной более 5 метров. Первоначально ворота были задуманы мраморными, однако Стасов внёс неожиданное предложение: выстроить арку из кирпича и облицевать медными листами.
Это застопорило строительство на долгих три года и лишь в 1830 году были окончательно согласованы все нюансы и сметы новой арки (а год до этого ворота 1814 года были разобраны), и строительство развернулось с новой силой, не прекращаясь ни зимой, ни даже во время знаменитой эпидемии холеры в 1831 году.
За полтора года удалось целиком возвести кирпичную арку, на которую ушло более полумиллиона кирпичей, и уже в октябре 1831 года приступили к её облицовке медью. «Обшивку» изготавливали на Александровском (совр. Пролетарском) заводе в Петербурге, для чего рядом с цехами была изготовлена деревянная модель в натуральную величину, а для изготовления медных листов использовалась специальная «чеканная» медь, взятая из запасов Монетного двора — всего более 5,5 тысяч пудов (90 тонн). Высота самой арки составила 30 метров, ширина — 28.
Комментарии 1