Что осталось за кадром «Джентльменов удачи»: Как искали верблюдов и придумывали новый блатной жаргон
Пятьдесят лет назад, 13 декабря 1971 года, в кинотеатрах СССР состоялась премьера комедии «Джентльмены удачи», которую тогда посмотрели 65 миллионов человек. При бюджете картины 400 тысяч рублей сборы от проката составили 30 млн рублей.
В первые дни после премьеры спекулянты скупали по утрам все билеты в кассах по 20 копеек и продавали их по 3 рубля. На сегодняшний день эта комедия занимает 12-е место по посещаемости среди всех советских фильмов. Мало кто знает о том, что главные роли в «Джентльменах удачи» должны были сыграть совсем другие актеры, а во время съемок происходило немало забавных ситуаций.
Изначально сценарий назывался «Рецидивист». В нем была шайка мошенников (фальшивомонетчик, альфонс, карманник и жулик) и противостоящий им сотрудник милиции. Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр; Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец; Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси; Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой.
В результате все, кроме Крамарова, по разным причинам отказались: Миронов был занят в съемках другой картины, Никулин отказался снова появляться на экране в комедийном образе, Быков был занят своими делами. В итоге сценарий переписали, придумали новых героев и пригласили других актеров.
Комедию сняли в рекордные сроки – всего за три месяца, с февраля по апрель 1971 года. Детский сад, театр и дом, в котором скрывались беглецы, снимали в Москве, дачу профессора – в Серебряном Бору, а все остальные эпизоды – в Самарканде. Почему-то все решили, что с верблюдами там проблем не будет, однако найти «актера» удалось только в зоопарке. И плевать в Крамарова ему совсем не хотелось, поэтому «плевок» нарисовали с помощью вспененного шампуня.
С верблюдом возникла и еще одна проблема: Евгений Леонов категорически отказался залезать на него во время съемок. Поэтому Крамаров и Вицин ехали на настоящем верблюде, а Леонов восседал на спине одного из членов съемочной группы. Тот спрятался за верблюда и шел с ним рядом с актером на плечах.
В картине было такое количество тюремной лексики, что комедию уж было хотели запретить к показу, так как возникли опасения, что молодежь воспримет это как пропаганду блатного жаргона и возьмет его на вооружение. От погребения на «полке» фильм спас глава МВД Николай Щёлоков. В преддверии Дня милиции ему показали опальных «Джентльменов удачи», и он так хохотал, что иной раз заглушал реплики, доносящиеся с экрана. Генсек Леонид Брежнев смеялся не меньше Щёлокова, а по поводу жаргонных словечек сказал:
«Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает».
Данелия и Токарева написали сценарий, а режиссером фильма стал Александр Серый. Именно он и подсказал выражения из блатного жаргона, ведь ему эти слова были знакомы не понаслышке. Георгий Данелия рассказывал:
«С Шуриком мы учились на режиссёрских курсах, но он недоучился – вместо дипломной работы получил срок. Приревновал свою невесту Марину к одному человеку, избил его, и тот попал в больницу с серьёзными травмами. Шурику за нанесение тяжких телесных повреждений дали шесть лет. Освободился он досрочно, через четыре года». Я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили».
Александр Серый подсказал и лозунги для плакатов, висевших в тюремной камере: «На свободу – с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд – дорога к дому». Правда, все бранные слова пришлось заменить безобидными «ненастоящими» ругательствами типа «редиска», «сарделька», «сосиска», «петух гамбургский», «Навуходоносор» и другие.
Забавная история случилась во время съемок эпизода в машине с цементом. Раднэр Муратов рассказывал:
«Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».
Помните, как в фильме «повар» Василий Алибабаевич («Кушать подано! Садитесь жрать, пожалуйста!») зажигает керосинку, после чего раздаётся взрыв и загорается весь дом? Эту сцену снимали в одном из московских домов, который предназначался под снос. Поэтому сначала в него без проблем пустили киношников, а потом дали возможность его спалить.
«Всё горело по-настоящему, - рассказывает Александра Демидова. - К счастью, Раднэр Муратов во время взрыва не пострадал, все меры предосторожности были приняты. Но беда подкралась с другой стороны: съёмочная группа настолько увлеклась процессом, что перестала замечать опасность. В результате операторов и ассистентов буквально за шиворот вытаскивали из пламени».
Когда собирались снимать сцену зарядки на снегу в 17-градусный мороз, Леонов, Вицин и Крамаров договорились, что вопреки желанию режиссера выйдут в фуфайках. Муратов опоздал на съемки и не знал о договоренности. Он выбежал в плавках первым, ну а за ним всем остальным тоже пришлось раздеваться. Кстати, сцена, в которой герои растирают друг друга снегом и орут, – это актерский экспромт: Крамаров решил отомстить Муратову и начал растирать его снегом.
Шлем Александра Македонского, из-за которого в фильме разгораются нешуточные страсти, сделали в бутафорском цехе «Мосфильма». После съёмок его взяла на память директор картины Александра Демидова.
«Однажды его попросила нарисовать одна моя знакомая художница, - призналась она. - Когда женщина внезапно скончалась, выяснилось, что шлем был отдан ещё кому-то. Как я ни пыталась найти следы «главного героя» «Джентльменов удачи», ничего не получилось. В общем, золотой шлем Александра Македонского опять исчез».
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 4