ХУТОР СОРОКИН – ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ И ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ПО ОБРАЗОВАНИЮ В СТАНИЦЕ ГУНДОРОВСКАЯ
Станица Гундоровская давала один из самых высоких процентов грамотности на Дону. И что примечательно, еще до введения обязательного низшего образования на Дону гундоровские станичники уже сделали это по приговору станичного схода, благодаря от финансовых возможностей от угольной промышленности.
Из всех хуторов в Гундоровской станицы лучше было поставлено образование в хуторе Сорокин. В нем на всю округу было лучшее церковно – приходское училище, не зря же из его стен вышло такое количество ставших известными гундоровцев.
В отчёте станичного атамана за 1912 год указывалось, что в юрте станицы Гундоровской было 28 церковно-приходских школ. В них учились 1 118 мальчиков и 652 девочки. Окончили в тот год школы 159 мальчиков и 53 девочки.
Преподавались в станичных и хуторских школах закон божий, чтение церковной и гражданской печати, письмо, начальные сведения по арифметике, церковное пение.
Главный предмет в таких школах, конечно, закон божий. Преподавал его настоятель храма, местный священник. Он же зорко следил за тем, чтобы нанятые хуторским обществом учителя не допускали отступлений от церковной трактовки миросозидания и миропонимания. Церковно-приходские школы были четырёхклассными. Но нередко беднейшие казачьи семьи не могли осилить даже небольшую оплату за обучение детей и забирали их после третьего класса. Поэтому среди казаков и была распространена шутка: «Три класса, четвёртый коридор». А родители оправдывались, дескать, читать, писать и считать отпрыск обучен, а большего в хуторе и не нужно.
Ежегодно, в торжественной обстановке, в присутствии родителей и почётных лиц - станичных и хуторских атаманов, местных купцов-попечителей, устраивались в церковных школах публичные экзамены. Испытания проводились по закону божию, церковному пению и другим предметам. Всех учеников, в заключение, награждали книжками религиозно-нравственного содержания, крестиками, Иконками.
Сначала, девочки из казачьих семей не учились грамоте, о чем свидетельствует выступление на выпускном акте 1877 года одного из учителей казачьего приходского училища так: «С грустью вспоминаю слова: «На что учить девку? Учить мальчика - дело другое. Ему нужно идти на службу. Всё-таки лучше, если казак грамотный. Грамотным и начальники больше доверяют, да и письмо-то сам напишет, никого не будет просить. Девка лишь бы знала обед сварить, хлеб испечь, да и другую работу, как в поле, так и в доме».
Но потом, спустя годы, верх взяло благоразумие и девочек стали учить грамоте.
Администратор группы хутор Сорокин станицы Гундоровская Оксана Мирович
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев