Можно или нельзя гражданам записывать телефонные разговоры и какие должны быть соблюдены условия записи? Что особенного в аудиозаписи разговора без предупреждения собеседника?
* если читателю без юридической подготовки будет трудно читать эту статью, то можно обратить внимание только на выделенные фрагменты текста - это краткое содержание.
Чтобы изложить обоснованную позицию перечислю некоторые права, гарантирующие гражданину конфиденциальность его личной информации:
статья 23 Конституции Российской Федерации
1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
статья 24 Конституции Российской Федерации
1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
п. 8 статьи 9 федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2019 года
8. Запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами.
пп. 1 п .1 статья 6 федеральный закон №152-ФЗ от 27.07.2006 года
1. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:
1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;
Просмотрев вышеуказанные нормы у читателя могут возникнуть следующие вопросы:
Если гражданин добровольно сообщает сведения о своей личной жизни по телефону другому гражданину, то какие запреты записи могут быть?
При чём здесь обработка персональных данных, когда речь идет о беседе двух граждан?
Эти два вопроса будут исследованы далее.
Правомерность записи телефонных разговоров
Телефонные переговоры гражданина могут быть с организациями (представителями) или с другими гражданами.
Запись гражданином телефонных разговоров с организацией
В соответствии с современной деловой практикой организации, обрабатывающие персональные данные своих клиентов предупреждают о производимой записи телефонного разговора.
Часто можно услышать формулировку: "в целях улучшения качества обслуживания производится запись разговора" - это означает, что если клиент не хочет, чтобы передаваемые им сведения были зафиксированы в организации, то он должен возразить против записи разговора путём его прекращения или устного заявления о запрете записи разговора представителю организации (основание такого запрета будет обсуждено далее).
Гражданин может осуществить запись разговора с организацией, если он уверен в надёжной защите от доступа посторонних лиц к записанной информации, иначе, он снижает уровень защиты сведений, обработанных и хранимых организацией, зафиксировавшей его данные.
Запись гражданином телефонных разговоров с другими гражданами
На основании статьи 24 Конституции РФ и норм закона "О персональных данных" гражданин должен предупредить другого гражданина об осуществлении записи телефонного разговора, так как ему могут быть переданы в дальнейшем разговоре личные сведения собеседника и лицо, осуществляющее запись не всегда может гарантировать безопасность хранения зафиксированной информации.
ИСКЛЮЧЕНИЕМ ИЗ СЛУЧАЕВ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАПИСИ МОЖЕТ ЯВЛЯТЬСЯ АУДИОЗАПИСЬ ПРЕСТУПНЫХ ДЕЙСТВИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ СОБЕСЕДНИКОМ (угрозы, мошенничество, вымогательство и другие).
В случае предупреждения о том, что осуществляется запись телефонного разговора субъект записи (гражданин) может запретить осуществлять запись разговора по причине несогласия с обработкой своих персональных данных и личных сведений подобным способом.
У читателя может возникнуть вопрос: "Но ведь в разговоре собеседник сам передаёт сведения о себе, почему нельзя их записать без предупреждения?"
Причины были указаны в первом абзаце этой части статьи, рассмотрим их подробнее.
При аудиозаписи телефонного разговора собеседник может быть не согласен с избыточным фиксированием своих конфиденциальных данных. Примеров избыточной обработки персональных данных много, ведь при аудиозаписи, которая производится для фиксирования отдельных сведений происходит фиксирование звуковой обстановки, образца голоса, характерных речевых особенностей, указывающих на состояние здоровья собеседника, фразы беседы могут содержать много подробностей личного характера, которые передавались собеседником только для индивидуального восприятия его диалоговым партнёром.
Отдельным вопросом является процедура хранения аудиозаписей и безопасность доступа к данным. Собеседник может потребовать прекратить аудио-фиксацию любых передаваемых им личных сведений по причине недостаточного уровня безопасности хранения информации на записывающем устройстве.
Подробнее о голосовом образце:
Голосовой образец является видом биометрических данных человека. В современном обществе голосовой образец может являться средством идентификации и диагностики состояния здоровья, субъект этих персональных данных может запретить обработку и хранение таких данных в устройстве, не обеспечивающим защиты информации на требуемом уровне.
Фрагмент речи человека является очень содержательным информационным объектом и поэтому при записи телефонного разговора гражданина гражданином может происходить превышение целей обработки персональных данных с нарушением требований безопасного хранения таких данных.
Принятие в суде записи телефонного разговора в качестве источника доказательств
Судебные органы трактуют правомерность приобщения к рассматриваемому делу аудиозаписи телефонного разговора по-разному.
В одних инстанциях отказывают в рассмотрении аудиозаписи если она получена без согласия всех субъектов записи, в других принимают к рассмотрению.
Например, часто ссылаются на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда по делу №35-КГ16-18, как на подтверждение правомерности использования записи телефонных разговоров в качестве источника доказательств без согласия субъекта записи.
Вышеуказанное определение СК не является разрешением осуществлять запись телефонных разговоров без предупреждения собеседника - это отдельное решение суда, не являющееся прецедентом.
Судебная коллегия по гражданским делам в вышеуказанном решении сослалась на статью 55 ГПК РФ, в которой говорится, что:
1. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Однако в этой же статье в п. 2 указано, что:
2. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.
Статья 24 Конституции РФ и пп. 1 п .1 статьи 6 федерального закона №152-ФЗ от 27.07.2006 года устанавливают обязательность получения согласия при осуществлении сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица или обработки его ПДн.
Если запись телефонного разговора будет производиться с нарушением норм законодательства, то суд не должен принимать к рассмотрению такие источники.
В случае рассмотрения гражданских споров важно понимать, что сообщение гражданином по телефону конфиденциальных сведений о себе или других лицах не означает его разрешение обработки этих данных путём осуществления аудиозаписи телефонного разговора и хранения записанной информации на каком-либо носителе.
Способы обеспечения доказательств, полученных в телефонном разговоре
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для обеспечения доказательств, получаемых в телефонном разговоре, можно использовать аудиозапись с разрешения всех участников телефонного разговора или без такого согласия, если речь идёт о взаимодействии с организациями или фиксировании правонарушений (в случае осуществления записи гражданин должен понимать, что на него возлагается ответственность за безопасное хранение полученной информации).
Есть законодательная возможность получения правоохранительными органами по решению суда записей разговоров и текстовых или графических сообщений, хранимых операторами связи, и организаторами распространения информации в интернете в течении не более шести месяцев (постановление Правительства РФ №445 от 12 апреля 2018 года и статья 10.1 Федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 года).
Дополнительные материалы:
Записи телефонных разговоров теперь будут храниться и предоставляться;
Звуковые следы, криминалистическая фоноскопия.
27 апреля 2019 года.
автор: юрист Демешин Сергей Владимирович.
Нет комментариев