ВВЕДЕНИЕВажность обеспечения устойчивого развития инновационной экономики в России связана с переходом экономических отношений к новой модели постиндустриального строя. В экономике увеличивается доля тех отраслей, которые предлагают инновационные товары и услуги. Все более важными становятся инструменты конкурентоспособности, позволяющие внедрять технологии и инновации в процесс совершенствования производства, реализации продукции и управления организацией. Этот вопрос не теряет своей актуальности в связи широкими перспективами потенциальных возможностей, которые открывает для экономики внедрение в производство инновационных аддитивных технологий, технологий, основанных на фотонике, новых алгоритмов систем проектирования. Динамика их развития в первую очередь связана с перспективами их цифровизации при конструировании станков, с повышением производительности серийного производства, использованием модульных компоновочных решений.
Современные реалии определяют высокую актуальность и практическую необходимость принятия решений стимулирования инновационного развития российской экономики, где важнейшую роль занимают высокотехнологичные стартапы. Аналогичный взгляд на важность инноваций, разработанных стартап-проектами, наблюдается и в зарубежных странах с высоким уровнем конкурентоспособности национальной экономической системы. Среди главных причин такого явления – технологичная революция, постиндустриализация экономики, цифровизация производства и управления.
На уровне экономики России важно учитывать то обстоятельство, что к стимулирующим факторам относится санкционная политика западных стран в отношении российских компаний и потребителей их продукции. Появилась острая необходимость в реализации программы импортозамещения, ведь многие информационно-коммуникационные технологии, программные средства и оборудования дата-центров стали недоступными. Такие проблемы стали стимулом для развития отечественных стартапов, которые предлагают рынку высокотехнологичные решения проблем, возникающих из-за ухода с российского рынка иностранных технологических компаний.
Есть еще одно поле деятельности, на котором стартапы могут развить свои проекты. На индустриальных предприятиях находится большой разнородный парк оборудования от разных производителей с разным уровнем автоматизации. Производственные компании опасаются уходить от традиционных методов производства. Внедрение инновационных технологий в производственную линейку ставит перед ними задачи технического переоснащения оборудования, что в свою очередь требует огромных капиталовложений. Но оптимизация отдельных производственных этапов менее затратна и при этом отлично повышает эффективность.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫПри проведении научного исследования применялись такие методы систематизации аналитического, информационного и научного материала, посвященного определению основных проблем внешнего финансирования инновационных стартапов высокотехнологичной отрасли экономики России, как обобщение и анализ.
Исследование проблематики внешнего финансирования высокотехнологичных инновационных стартапов имеет практическую новизну, поскольку направлено на решение проблем их финансовой устойчивости и успешной реализации проектных работ. К тому же для российского сектора высокотехнологичной продукции данная область является до сих пор актуальной, поскольку современные реалии привели к ухудшению инвестиционного климата.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯАнализ экономических показателей за период с 2020 по 2024 год свидетельствует: объем затрат российских экономических организаций на НИОКР за эти года увеличился на 34,28%. Что касается потребительских расходов населения, то они увеличились за анализируемый период на 32,66%. Оказалось, что внутренние затраты предприятий растут немного быстрее, хотя и незначительно, демонстрируя динамику увеличения, примерно равную динамике расходов домашних хозяйств.
В периоде с 2019 по 2023 год количество зарегистрированных стартап-проектов в экономике России выросло с 4,5 тыс. до 10,8 тыс. Такая динамика увеличения числа субъектов предпринимательства отражает высокую популярность проектной деятельности в решении задач бизнеса и удовлетворения запросов потребителей (населения) через выпуск и предложение новой инновационной продукции.
Подпишитесь на журнал, чтобы прочитать
полную версию статьи.
Нет комментариев