Московский метрополитен выделяется среди мировых собратьев не только уникальным художественным оформлением станций. В столичной подземке впервые в мире пассажирам был предоставлен бортовой высокоскоростной общедоступный Wi-Fi. Осуществили это специалисты компании "МаксимаТелеком", которая сегодня развивает проекты и решения для отраслевой и городской цифровизации. Об истоках и развитии этого во многом уникального проекта журнал попросил рассказать одного из ведущих в стране специалистов по беспроводной связи на транспорте – технического директора АО "МаксимаТелеком" М.Г.Миньковского.
Михаил Генрихович, каким был ваш путь в сферу телекоммуникаций?
Я окончил в 1990 году Московский инженерно-физический институт по специальности "Физика твердого тела и квантовая электроника". Уже в студенческие годы начал работать в сфере информационных технологий. Работал в американских компаниях в качестве разработчика: сначала удаленно, потом в США, затем вернулся в Россию. С 1997 года в российском отделении компании Price Waterhouse (сегодня это Pricewaterhouse Coopers) занимался внедрением корпоративных информационных систем на предприятиях крупного бизнеса, стал одним из первых в стране сертифицированных консультантов по инфраструктуре ERP-системы SAP R3.
В 2000-м опять уехал в США, где работал в компании, занимавшейся хостингом Enterpise-приложений (в сегодняшней терминологии это SaaS). Но вскоре лопнул пузырь доткомов, а я как раз получил интересное предложение от ТНК-BP и вернулся в Россию. Внедрял в этой компании SAP R3.
Знакомство мое с миром телекома произошло в 2004 году, когда я перешел в МТС на должность руководителя департамента ИТ-архитектуры. Через два года мне предложили перейти из блока ИТ в Технический блок и возглавить департамент технологической архитектуры корпоративного центра МТС. Тут я глубоко окунулся в мир телекоммуникационных сетей и пришел к выводу, что мне эта сфера существенно интереснее того, чем занимался раньше. Особенно беспроводная связь, в области которой активно работаю по сей день. При этом надо отметить, что сегодня ИТ-принципы уже глубоко укоренились в телекоммуникациях.
Затем в составе большой команды Технического блока МТС я перешел в компанию "Ситроникс" (в составе той же АФК "Система"), где стал вице-президентом по новым технологиям. Занимался в основном планированием, управлением, контролем разработки новых продуктов. При этом мне хотелось быть ближе непосредственно к техническим разработкам, возможность чего предоставилась в 2012 году в связи с приобретением АФК "Система" компании "Энвижн Груп". В ней я стал директором центра новых технологий.
Когда вы пришли в АО "МаксимаТелеком"?
Это произошло в 2014 году. Мы в составе небольшой группы (примерно 10 человек) в инициативном порядке начали заниматься исследованием применимости различных технологий радиосвязи в специфических условиях метрополитена. В первую очередь нас интересовала возможность обеспечения доступа в интернет в движущихся составах подземки по технологии WLAN (Wi-Fi).
Мы исследовали разные технологии, проводили стендовое тестирование. Затем Московский метрополитен разрешил провести испытания на Каховской линии.
Одновременно акционеры формировали проект организации беспроводной связи как коммерческий на базе "МаксимаТелеком", которая была переформатирована под задачи на подземном транспорте. С лета 2014 года я полностью перешел в "МаксимаТелеком" на должность технического директора, которую занимаю и сегодня. Почти все участники инициативной группы также перешли в нашу компанию и большинство из них до сих пор в нашей команде.
Перед нами стояла задача с нуля создать в московском метро сеть типа Trackside Network (TSN), причем сеть должна была работать по принципу самоокупаемости.
Фактически речь идет о двух радиосетях. Первая из них соединяет с помощью радиоканала движущиеся в метро составы с опорной пакетной сетью, размещенной в тоннелях и на станциях метро, а другая – обеспечивает возможность подключения пользователей внутри вагонов к Wi-Fi.
Были ли в тот момент примеры подобных сетей в мире?
Пожалуй, единственным, более или менее близким, примером был метрополитен Сеула. Однако в нем связь "тоннель – поезд" осуществлялась с помощью технологии WiMAX со скоростью лишь пара десятков Мбит/с на состав. Для видеонаблюдения в вагонах не очень высокого качества ее пропускной способности было достаточно, для обеспечения всех заинтересованных пассажиров высокоскоростным доступом в интернет – нет.
Мы же решили пойти по пути использования радиосети типа "точка − многоточка" с поддержкой мобильности в диапазоне 5−6 ГГц с доработкой оборудования с учетом специфики связи в тоннеле.
Что потребовалось дорабатывать?
Начну с того, что на начальном этапе мы пробовали разные варианты. Проверяли в том числе и возможность использования Wi-Fi с поддержкой роуминга для связи "состав – тоннель", но получили неудовлетворительные результаты из-за ограничений в управлении параметрами передачи обслуживания между точками доступа при движении состава. В итоге для связи "тоннель − поезд" мы выбрали оборудование компании RADWIN, которая давно занимается беспроводным широкополосным доступом для городских сервисов. На ее оборудовании была запущена первая сеть в московском метро.
Позже вторым вендором стала итальянская компания FluidMesh, специализирующаяся в основном на технологии TSN. Недавно она вошла в состав корпорации Cisco. Добавлю, что нами были протестированы и другие вендоры, и к настоящему времени уже накоплен опыт работы с оборудованием и третьего производителя, которое мы в коммерческих сетях пока не используем, но готовы к этому.
К моменту начала нашего проекта ни у кого из вендоров не было опыта строительства сети в условиях метрополитена, так что мы стали пионерами. Естественно, что потребовались доработки.
Наши сети связи можно условно разбить на три слоя: активное и пассивное (антенные системы) оборудование связи; организация сети передачи данных на уровнях, непосредственно взаимодействующих с радиоканалом; ПО, обеспечивающее контроль и управление перечисленным выше. По всем трем блокам пришлось заниматься очень серьезными доработками.
Особенностей работы TSN в тоннелях метро очень много, все не перечислишь. Здесь и нестандартная для меш-сети "линейная" топология, где десятки базовых станций соединены строго последовательно (это сильно влияет на работу сигнализации в сети), и особые условия распространения сигнала в тоннелях, и сложности управления хендовером, последовательность и моменты срабатывания которого должны очень жестко контролироваться, и многое другое.
Очень большое влияние на работоспособность сети оказывает само движение составов, которые в зависимости от положения и интервалов могут экранировать отдельные базовые станции от других составов или конкурировать за ресурсы одной и той же БС.
Для создания хорошо работающей сети TSN требуется очень тщательное ее планирование. Мы совместно с нижегородской компанией "Радио Гигабит" разработали математические модели, с помощью которых наше ПО моделирует сети TSN в тоннелях и на открытых участках как на уровне радиоканала (Link Level Simulation), так и на системном уровне (System Level Simulation).
Подпишитесь на журнал, чтобы прочитать полную версию интервью.
https://www.lastmile.su/journal/article/9206
Больше познавательной информации на сайте:
technosphera.ru
#техносфера
Нет комментариев