Введение
Проблема дальней связи стоит перед человечеством с древности. По-новому решить эту проблему позволило изобретение электромагнитного телеграфа. В середине 19 века были предприняты первые попытки строительства дальних телеграфных линий: в 1858 году был проложен первый кабель через Атлантический океан, а в середине 1860-х годов телеграфная линия пересекла Сибирь. Но надежной телеграфной связи между Европой и Индией не существовало вплоть до конца 1860-х. Доставка почтовых сообщений морским путем могла занимать от нескольких недель до более чем месяца.
Вопрос о сооружении Индо-Европейской телеграфной линии был поднят в 1845 году, но первые практические шаги в этом направлении были предприняты лишь спустя десятилетие. На 1856 год как в Европе, так и в Индии уже существовали разветвленные сети линий телеграфа и для их объединения необходимо было протянуть линию через Ближний Восток. Так как тогда Индия являлась частью Британской империи, основная инициатива в строительстве Индо-Европейской линии исходила от правительства и торговых кругов Великобритании.
Для прокладки линии рассматривались два основных маршрута: морской – через Средиземное, Красное и Аравийское моря, и сухопутный – через территории Османской империи и Персии. Оба варианта предполагали значительные трудности в реализации. В то время морские кабели были весьма несовершенны, а опыт их эксплуатации невелик. Сухопутный же маршрут пролегал через ряд слабо контролируемых территорий, где линии грозило регулярное разграбление. В случае использования полностью сухопутного маршрута через Персию и Белуджистан к этой проблеме добавлялся давний пограничный спор между османами и Персией. Тем не менее, все возрастающая стратегическая и коммерческая значимость телеграфной связи вынуждала искать решение.
Индо-Европейское телеграфное сообщение до 1870 года
Первые практические шаги в создании Индо-Европейской телеграфной линии были сделаны в 1854-57 годах. В 1854 году Францис и Лионел Гисборн предложили проект морского кабеля между Константинополем (Стамбулом) и Александрией, который в дальнейшем планировалось продолжить до Индии. Хотя данный проект изначально не увенчался успехом, работы по нему не остановились. Этому способствовал рост заинтересованности со стороны британского правительства, вызванный Сипайским восстанием, а также организационные трудности в реализации альтернативного, сухопутного варианта линии. В 1857 году Л.Гисборн учредил компанию Red Sea and Indian Telegraph, получив добро от османского правительства на прокладку кабеля через Египет и Красное море. Годом позже при финансовой поддержке британского правительства данная компания начала прокладку 3043-мильного морского кабеля от Суэца до Карачи через Красное и Аравийское моря. Работы по первому участку от Суэца до Адена были завершены в 1859 году, а по второму − от Адена до Карачи – к началу 1860-го года. Для прокладки линии использовался семижильный кабель с двойной гуттаперчевой изоляцией и промежуточными слоями из изоляционного материала, состоящего из гуттаперчи, канифоли и дегтя. Сердечник кабеля был защищен броней из 18 проволок диаметром 1,65 мм, а береговые участки имели также внешнюю броню из 9 проволок диаметром 7,2 мм. Погонный вес кабеля составлял 212 фунтов на морскую милю. Производство и укладку кабеля осуществляла фирма R.S.Newall & Co, а телеграфные аппараты были поставлены Siemens & Halske.
В марте 1860 года Red Sea and Indian Telegraph сообщила о полной готовности линии. Однако, первый перерыв в ее работе на участке от Суэца до Адена возник еще до ввода в эксплуатацию. Из-за чрезмерного натяжения и обилия кораллов кабель оказался поврежден сразу в нескольких местах. За все время опытной эксплуатации линия ни разу не находилась в полностью исправном состоянии. Не имея средств для столь большого объема восстановительных работ, руководство компании отказалось от ремонта, и линия была заброшена.
Неудача морской Индо-Европейской линии, а также отказ кабеля через Атлантику обошелся компаниям-исполнителям и британской казне более чем в миллион фунтов. Это заставило британское правительство создать специальную комиссию по вопросам морской телеграфии, а попытки проложить кабель через Красное море были на время приостановлены.
Параллельно с прокладкой морского кабеля шла проработка и сухопутного маршрута Индо-Европейской линии. В 1856 году председатель компании Euphrates Valley Railway Вильям П.Эндрю предложил маршрут через Месопотамию, откуда линия могла быть продолжена до Гвадара как по морю, так и по суше [6]. Морской участок пролегал бы преимущественно близ берегов Персидского и Оманского заливов и Аравийского моря с заходом в Бушир. Такой выбор маршрута давал возможность существенно облегчить эксплуатацию линии по сравнению с кабелем компании Red Sea and Indian Telegraph.
Для осуществления проекта была учреждена компания Indian Junction Telegraph. Планировалось, что при финансовой и дипломатической поддержке британского правительства данная компания получит от Османской империи концессию на строительство сухопутной части линии, а морской участок предполагалось проложить за счет средств Ост-Индийской компании. Однако, в 1856–57 годах Оттоманская Порта несколько раз отказала в выдаче концессии [6, 7]. Основанием послужило нежелание турецких властей выдавать концессию фирме с иностранным финансированием. Порта была заинтересована в строительстве линии от Стамбула до Басры и предложила построить ее за свой счет. Таким образом, линия находилась бы в турецком подчинении, но работами по ее возведению занимались бы британские специалисты. Так как уверенности в успехе морского маршрута через Красное море не было, британское правительство было вынуждено согласиться с данным предложением.
Строительством турецкой части Индо-Европейской линии руководил инженер-телеграфист Майкл Э.Биддальф. Работы по сооружению наиболее протяженного участка линии от Стамбула до Багдада через Мосул и Сивас были практически завершены к концу 1860 года и в декабре британское правительство решило провести инспекцию, которая была поручена генеральному консулу в Багдаде Артуру Кембаллу [5]. В результате проверки качество сооружения линии было признано в целом удовлетворительным, но также была отмечена недостаточная укомплектованность линейного персонала и ряд просчетов в проектировании и организации снабжения. Одной из серьезных проблем была недостаточная механическая прочность использованных на линии фарфоровых изоляторов. Данное обстоятельство усугублялось тем, что при обнаружении разбитого изолятора монтеры в некоторых случаях не производили его замену, а подвязывали провод проволокой к кронштейну или столбу. Несмотря на это, участок линии до Багдада был сдан в эксплуатацию к 10 июня 1861 года.
Подпишитесь на журнал, чтобы прочитать полную версию статьи.
https://www.lastmile.su/journal/article/9152
Больше познавательной информации на сайте:
technosphera.ru
#техносфера
Нет комментариев