ВВЕДЕНИЕ
В технической и научной литературе представлено большое количество информации по устройствам визуализации обстановки, которые применяются в сфере развлечений, архитектурном и промышленном дизайне, тренажёростроении и других областях. В данной работе рассматривается более узкая задача визуализации информации в смотровых окнах или иллюминаторах. Такие устройства применяются, например, в тренажерах космических кораблей, подводных аппаратов, специальных транспортных средств и т. п., где положение наблюдателя весьма ограничено, с другой стороны, нет возможности или запрещено использовать устройства визуализации на голове человека (специальные очки, шлемы, оккуляры и т. д.). Эти особенности ограничивают выбор конструкций и оптической схемы устройств визуализации. Одним из критически важных параметров для устройства формирования изображения является размер поля зрения. Чем шире оно будет, тем больший «эффект присутствия» будет формироваться в тренажере.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ФОРМИРОВАТЕЛЕЙ ИЗОБРАЖЕНИЯ
По принципу построения оптической схемы можно выделить следующие две группы методов: экранные, где между наблюдателем и источником изображения нет никакой оптической схемы, и проекционные, в которых в формировании визуальной обстановки для наблюдателя используются элементы, обладающие оптической силой (зеркала, линзы).
Экранные методы можно разделить по источнику изображения, которым может быть либо светорассеивающий или просветный экран, освещаемый проектором, либо один или несколько дисплеев (мониторов).
Для имитации визуальной обстановки с широким полем зрения (вплоть до 360°) используют экраны различной формы (плоские, сферические, тороидальные), которые освещаются несколькими LCD- или DLP-проекторами. При этом поля проекторов приходится достаточно точно калибровать для минимизации эффектов, наблюдаемых в области перекрывающихся зон.
При использовании дисплеев также можно получать достаточно большие поля зрения, совмещая их друг с другом. Однако в силу конструктивных особенностей – наличия рамки у большинства дисплеев – на формируемой картине будут видны стыки.
Все перечисленные экранные методы обладают определенными недостатками. Во-первых, визуальная обстановка создается на определенном ограниченном расстоянии. Это не дает задействовать стимулы аккомодации глаза. Оператор видит, что картина находится где-то вблизи. Поэтому при синтезе дальней зоны стараются располагать экраны по возможности дальше от оператора (от 2 до 10 м), где этот визуальный дискомфорт уже не ощущается. Во-вторых, при близком расположении экрана / дисплея не будет наблюдаться эффект параллакса, когда при смещении головы наблюдателя будут возникать ошибки в определении пространственного расположения близко и далеко расположенных предметов. В ряде случаев такая ситуация может быть достаточно критичной, поскольку у обучаемых создается неверное представление об управлении транспортным средством. В ряде ситуаций это может приводить к серьезным последствиям. Экранные методы находят широкое применение в авиатренажерах, где вся синтезируемая обстановка обычно находится в дальней зоне (на бесконечности), а возможности перемещения наблюдателя сильно ограничены тесной кабиной.
В проекционных методах между источником изображения (экраном, дисплеем, слайдом, шаблоном и т. п.) устанавливается оптическая система, которая создает, как правило, мнимое изображение на конечном или бесконечном расстоянии от оператора. При этом в таких системах существует возможность изменения видимой дальности до синтезируемой картины путем изменения расстояния между оптической системой и источником изображения. Также есть возможность создания нескольких планов (ближнего и дальнего) путем комбинирования с помощью призм и полупрозрачных зеркал нескольких источников изображения. В качестве основного оптического элемента для коллимации излучения в тренажерной технике широко используются вогнутые зеркала (как правило, сферической формы). Источник изображения при этом размещают в фокусе сферического зеркала: F = R / 2. Основная проблема при использовании такого варианта состоит в том, что источник изображения при этом находится между зеркалом и наблюдателем (рис. 1а). Для широкоугольных схем (поле зрения больше 30°) это представляет существенную проблему, поэтому здесь используют два пути: либо проецируют в эту область промежуточное изображение через полупрозрачное зеркало (рис. 1b), либо делают внеосевую оптическую схему (рис. 1c).
Нет комментариев