Тысячи людей идут с молитвой по главным улицам городов, свидетельствуя о своей вере и приверженности тысячелетней православной славянской цивилизации, у истоков которой стояли Солунские братья - святые Кирилл и Мефодий.
Чем же мы обязаны святым братьям?
Эти братья родились в первой половине 9 века в Византийской империи, в Фессалониках в большой знатной семье и получили прекрасное образование. Старший среди семи сыновей, Мефодий, сделал в молодости блестящую военно-административную карьеру, однако потом удалился от мира и приял монашество.
Младший из сыновей, Константин, с юности отверг выгодную женитьбу и военную карьеру и принял монашество с именем Кирилл. Его «карьеру», в отличие от брата, можно назвать церковно-научной, он быстро дослужился до патриаршего секретаря и преподавателя философии в Константинопольском университете, но желание уединенного монашеского жития привело его в итоге в монастырь к старшему брату.
Однако, спокойной уединенной жизни они видели мало: миссионерская поездка к багдадскому халифу, потом к хазарскому кагану, религиозно-философские диспуты внутри империи и, наконец, поездка к моравскому князю Ростиславу, которая и дала начало великому делу Солунских братьев – славянской миссии.
Моравия (огромное по тем временам славянское государство, объединявшее территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, часть Польши и Германии) приняла христианство, однако славянам сложно было воспринимать греческие богослужебные тексты, общаться с иноязычными проповедниками, тем более – читать книги на чужом языке. Кирилл и Мефодий (прекрасно владевшие славянским разговорным языком) вместе со своими учениками и сподвижниками создали два варианта алфавита (кириллица и глаголица) и начали переводить книги.
Славяне к тому времени уже делали попытки писать, кто греческим алфавитом, кто – руническим, но деятельность ученого кружка, возглавляемого Солунскими братьями, упорядочила этот процесс и создала красивый и логичный письменный язык для славян. Это дало толчок к широкому распространению христианства и грамотности среди славянских народов. Люди стали молиться и читать на родном и понятном языке, в славянском обиходе появились переводные византийские книги по истории, философии, астрономии, математике...
Такое влияние Византии совсем не нравилось западным христианам (тогда католический запад не был еще отделен, Церковь была едина, но трения и разногласия уже были). Кирилл и Мефодий были вызваны в Рим с вопросом: что они делают на чужой территории, и как они посмели перевести Божественное Писание на варварский язык? Однако, римский папа Адриан II, познакомившись поближе с братьями, не только утвердил перевод, но и рукоположил Мефодия во епископа, а его спутников-монахов – в священники. Кирилл скончался в Риме, завещав брату продолжать начатое дело, а Мефодий, получив в Риме сан архиепископа всех западно-славянских земель, вернулся со своими спутниками к проповеди и переводам.
В IX веке крестились западные и южные славяне, в X веке – восточные, наши предки, во главе с князем Владимиром. К моменту крещения на Руси уже были книги на славянском языке, была письменность, было переведено Священное Писание и богослужение. Но, вместе с церковной литературой пришла на Русь литература научная, историческая, философская. Наши предки могли легко приобщиться к великой византийской культуре, которая, в свою очередь, аккумулировала все современные на тот момент знания средиземноморской цивилизации. Именно поэтому сразу после крещения на Руси отмечается грандиозный всплеск культуры и искусства, намного опередивший Европу... То, что европеец мог прочитать только выучившись латыни (ставшей уже чужим, мертвым языком), славянин читал на своем родном, с детства знакомом наречии. Отсюда практически поголовная грамотность в средневековой Руси.
Доказательство – знаменитые берестяные грамоты – письма купцов, крестьян, воевод, посадников во множестве находимые при раскопках древнерусских городов, в особенности – Новгорода. Но вот одна находка перекрывает все остальные. Вглядитесь в рисунок. Сколько лет мальчишке, который нарисовал себя на коне, поражающим противника копьем? От четырех до шести. Он еще не умел считать (по крайней мере, не считал нужным рисовать ровно по пять пальцев на руках у своих героев). Ученые нашли целый ворох бересты, принадлежавшей этому юному новгородцу. В основном это – прописи. Мальчик выполнял домашние задания, а в перерывах рисовал. На рисунке он подписал свое имя – Онфим.
Вот вам результат деятельности Кирилла и Мефодия. Онфим жил в Новгороде где-то в XII-XIII веке. Глубокое и мрачное по нашим представлениям средневековье. Мальчик детсадовского возраста учится в школе, уже умеет писать и читать. Комментарии тут, как говорится, излишни...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев