19 апреля на секции «Рынок EdTech: образовательная среда будущего» в составе программы РИФ+КИБ/2017 директор по продуктам «Нетологии-групп» Максим Древаль ознакомил аудиторию с исследованием российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий, проведенным с участием нескольких исследовательских организаций.
В числе участников и партнеров исследования — East-West Digital News, ФОМ, «Нетология-групп», НИУ ВШЭ, Rusbase, ФРИИ, comScore, а также другие аналитические компании, игроки рынка и медиа.
Предмет первой части исследования — b2c-направление российского EdTech. В свою очередь, положение дел в b2b-направлении найдет отражение во второй части: та выйдет чуть позже, в мае.
Авторский коллектив опирался на созданные им единую методологию и карьерно-возрастную классификацию рынка; в основе последней лежат не бизнес-вертикали и не типы самих цифровых продуктов, а ступени образовательной системы и цели, исходя из которых учащиеся приобретают знания и навыки. Выделены следующие сегменты: дошкольное, среднее общее, дополнительное среднее, высшее, среднее профессиональное, дополнительное профессиональное образование, а также, обособленно, языковое обучение.
В основу исследования легли как существующие аналитические данные и статистика (от ФОМ, Росстата, НИУ ВШЭ и др.) и открытые источники, так и собранные авторами отчета сведения: значительная часть данных была получена с помощью телефонных опросов, онлайн-панелей, фокус-групп, анкетирования игроков рынка, интервью с экспертами. По рынку в целом и по каждому его сегменту оценены их объем в деньгах, численность аудитории, категории учащихся, экономические показатели (величина среднего чека за услуги и т. д.). По ключевым показателям сделан прогноз на пять лет вперед — до 2021 г.
Кроме того, в исследовании описана ситуация с государственной политикой РФ в отношении EdTech, изучен инвестиционный климат на рынке, а реалии российского онлайн-образования рассмотрены в разрезе глобальных трендов.
Выдержки из исследования
Глобальный рынок
В 2017–2023 гг. мировой EdTech будет расти более чем по 5% в год. Сегодня он измеряется суммой порядка $165 млрд. Восточная Европа — в числе наиболее быстрорастущих региональных рынков в онлайн-образовании. В свою очередь, драйвер Восточной Европы — Россия. При самом консервативном сценарии среднегодовой рост российского онлайн-образования в ближайшие пять лет будет находиться на уровне 20%.
Россия
Величина российского рынка образования на конец 2016 г. — 1,8 трлн руб. В ближайшую пятилетку он будет прибавлять десятки миллиардов рублей ежегодно.
Наиболее «денежны» применительно к EdTech сегодня дополнительное профессиональное и высшее образование — около 7 млрд руб. и 6,8 млрд руб. соответственно.
Стремительно растет российский рынок услуг частного общего образования: за пять лет, к 2021 г., его объем увеличится до 40,8 млрд руб. в год. Что показательно, 59% родителей в той или иной мере допускают, что их ребенок будет получать образование онлайн. Вместе с тем в общем среднем образовании проникновение онлайна близко к нулю, в дополнительном же «интернетизация» чрезвычайно быстрая.
Дошкольное образование. Сейчас на госсектор здесь приходится около 93%. Однако динамика проникновения бизнеса в сферу общего дошкольного образования дает основания прогнозировать, что рынок частных услуг в ней к 2021 г. вырастет на 6,5 млрд руб.
Наблюдение: детей, которые не посещают никаких дошкольных учреждений, около 3,4 млн. И это большой рынок в том числе для EdTech-компаний.
Далее, 64% воспитанников детских садов получают дополнительное образование, что означает, помимо всего прочего:
недостаточную удовлетворенность традиционными форматами образования;
потенциал для онлайн-сервисов, рассчитанных на дошкольников.
По результатам опроса, проведенного авторами исследования, 49% родителей, чьи дети посещали дополнительные занятия, пользовались инструментами онлайн-образования. Платили за эти услуги в общей сложности лишь 3,2% респондентов. Но главное, что родители готовы вкладывать в образование маленьких детей существенные средства: средняя сумма родительской платы в частных детских садах по итогам 2016 г. — 229 тыс. руб., то есть, например, выше родительской платы за учащегося частной средней школы в среднем по регионам (156 тыс. руб.).
За пять лет аудитория онлайна вырастет до 8% от числа всех детей, получающих дополнительные образовательные услуги: с 242 тыс. в 2016 г. до 687 тыс. в 2021 г.
Общее среднее образование. На 2016 г. рынок общего среднего образования России исчислялся 572,5 млрд руб. К 2021 г. на него будет приходиться 698,6 млрд руб.
Доля частных школ в РФ — 1,8% от их общего числа. Однако в пересчете на деньги — уже 5% рынка.
Большинство школьников готово получать образование онлайн.
Внедрение EdTech в среднее образование поощряет государство.
В необходимости на постоянной основе использовать онлайн-технологии в образовании больше всего сомневаются родители. Хотя 8% из них уже готовы к домашнему обучению ребенка.
Одна из заметных проблем среднего образования РФ — увеличение числа малокомплектных школ. Решить ее можно за счет частного бизнеса, в том числе с привлечением онлайн-технологий.
Проникновение онлайна в сегмент общего среднего образования достигнет 1,5% к 2021 г. (в настоящее время оно мизерное), или 10,5 млрд руб. в денежном выражении.
Дополнительное школьное образование. Численность школьников, получающих дополнительное образование, растет. К 2021 г. их будет 6,9 млн человек.
Большинство школьников занимается дополнительно для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ. Но это не единственная цель, с которой они прибегают к таким услугам.
Через пять лет объем рынка дополнительного школьного образования достигнет 149,2 млрд руб. Аудитория дополнительного образования наиболее многочисленна в городах с населением 50 тыс. — 1 млн человек.
По оценке авторов исследования, доля онлайна на рынке дополнительного общего образования на начало 2017 г. составляет 2,7%, или 3,5 млрд руб. Через пять лет ожидается 6,8% и 10,1 млрд руб. соответственно.
Средний чек в за онлайн-обучение в дополнительном школьном образовании — 2,2 тыс. руб. в месяц. Потенциал проникновения и роста онлайна в сегменте дополнительного школьного образования значительно выше, чем в сегменте общего среднего образования.
Высшее образование. В 2016 г. негосударственные вузы в виде платы от студентов получили около 33,9 млрд руб. Эта сумма будет несколько уменьшаться в следующие пять лет, прежде всего за счет перетекания части учащихся в систему среднего профессионального образования.
Доля дистанционного сегмента в высшем профессиональном образовании (в количестве учащихся) на 2016 г. достигла 3,7%. К 2021 г. она обещает дойти до 9%. Средний годовой чек на программах дистанционного обучения в высшем образовании — более 42 тыс. руб.
По данным опроса ФОМ, наиболее консервативны в отношении к внедрению новых форматов обучения в вузах работодатели.
Среднее профессиональное образование. Прогнозируется высокий темп роста численности студентов в частном секторе среднего профессионального образования — на 47% к 2021 г.
В 2016 г. студенты-платники добавили в совокупный бюджет государственных организаций СПО 22,5 млрд руб. Доля их поступлений будет увеличиваться.
Также в 2016 г. выплаты студентов, обучающихся в негосударственных учреждениях СПО по программам подготовки специалистов среднего звена, составили приблизительно 6,4 млрд руб. По прогнозу, эта сумма значительно вырастет к 2021 г. — до 9,8 млрд руб.
Доля учащихся в онлайн-сегменте СПО — 0,82%. К 2021 г. ожидается 2%. Средний годовой чек на программах дистанционного обучения в данном сегменте — около 26,7 тыс. руб.
Дополнительное профессиональное образование. 84% работающих россиян, самостоятельно оплативших свое дополнительное образование, сочли его полезным, и лишь 4% — бесполезным. Сотрудники компаний сравнительно охотно платят за обучение из собственного кармана.
Рынок дополнительного профессионального образования на конец 2016 г. оценивается в 105,1 млрд руб.
Также на конец 2016 г. проникновение онлайн-обучения в ДПО находилось на уровне 10% от общей аудитории сегмента — и 7% от объема рынка. В денежном выражении — около 7 млрд руб. Средний чек за онлайн-обучение здесь — 15 тыс. руб. в год. Ожидается рост аудитории онлайн-сектора до 14% от общей аудитории ДПО и до 11% в деньгах от рынка, или 11,3 млрд руб., к 2021 г.
Языковое обучение. Как оговаривают авторы исследования, подробнее данный сегмент будет рассмотрен во второй части отчета.
Общий объем аудитории рынка языкового обучения на 2016 г. — 1,1% от всего населения страны в возрасте 25–64 лет. То есть чуть больше 1 млн человек. 76% слушателей изучает английский.
К 2021 г. объем российского рынка языкового обучения составит 30,7 млрд руб.
Сейчас доля онлайн-части рынка — порядка 7% (2,2 млрд руб.), через пять лет она составит 11%. Средний месячный чек за онлайн-услуги в данном сегменте в 2016 г. составил 3,6 тыс. руб.
Инвестиции в российское онлайн-образование
Самым активным инвестором в российском EdTech в 2014–2016 гг. был ФРИИ: он участвовал в 26 из 65 инвестиций (40%) в образовательные стартапы за эти годы.
Суммарно инвестиции в российские образовательные проекты за 2014–2016 гг. составили минимум $16,8 млн.
Растет интерес инвесторов к рынку образовательных технологий. Венчурные фонды точно формулируют критерии, исходя из которых готовы вкладываться в EdTech-проекты.
Российское онлайн-образование попало в поле зрения крупного бизнеса.
Выводы
Среди главных итогов работы — то, что онлайн глубоко проник даже в такие консервативные ниши, как высшее и среднее профессиональное образование. Сама же аудитория, как показывают опросы, готова к планомерному внедрению цифровых технологий в обучение.
В то же время, по заключению авторов отчета, государственную политику РФ в отношении онлайн-образования незаслуженно демонизируют: в высших эшелонах власти видят потенциал в более широком применении digital-решений в системе образования.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев