Пару недель назад журналист газеты "Пятница" Елена Разночинцева обратилась ко мне с просьбой дать интервью на тему аутизма.
В последнее время достаточно часто приходится говорить на эту тему.
Найдите время, прочтите "многобукав", а еще лучше сделайте репост.
Это в наших с вами интересах.
Почему?
Ответ найдете после прочтения.
Правда!
Нам с вами жить в этом мире, а он разнообразен. Поэтому нужно уметь находить точки соприкосновения с разными людьми.
Для это нужны знания.
Они здесь⬇⬇⬇⬇
Аутизм - феномен или особенность?
Апрель – месяц информирования об аутизме. Несмотря на то, что слово это слышал практически каждый, знают об этом явлении, а тем более понимают его, далеко не все.
Аутизм действительно становится явлением в нашей жизни, каждый сотый ребенок (а по другим данным, один из 68) рождается с подобными особенностями. В 2007 году ООН провозгласила, что 2 апреля — это Всемирный день информирования об аутизме. В России также весь апрель проводятся различные мероприятия, призванные привлечь внимание к людям с аутизмом, рассказать о них, разъяснить их особенности.
Не болезнь, а особенность
Проблема стоит гораздо более остро, чем кажется – во всем мире наблюдается рост рождений детей с расстройством аутиcтического спектра. Аутизм называют феноменом XXI века и загадкой третьего тысячелетия. У мальчиков аутизм встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Поэтому в знак понимания проблемы принято в день информирования подсвечивать здания синим цветом, многие при этом надевают синюю одежду.
У детей с аутизмом есть нарушения в социальном взаимодействии и поведении.
Также часто нарушено развитие речи, и они дают знать о своих желаниях с помощью крика, плача или активной жестикуляции. Речь у таких детей развивается медленно, ребенок может использовать жесты вместо слов или придавать словам неверное значение. При этом человек может повторять какие-либо действия или слова по несколько раз. Часто люди, не понимающие проблемы, считают таких детей невоспитанными, злыми либо неуравновешенными.
О том, какие сложности бывают у ребят с аутизмом, их родителей, а также о том, как реагировать окружающим на «странности» в поведении, рассказала основатель школы для родителей «Научи меня», преподаватель онлайн-школы «Школа Ухода – грамотная забота», специалист по инклюзивному образованию Фонда «Общество без барьеров» Инна Молчанова.
-Раньше считалось, что аутизм - это психическое заболевание. Сейчас известно, что это особенность, то есть не болезнь, а нарушения, с которыми можно жить и над которыми можно и нужно работать. Детей с аутизмом нужно отличать от детей, имеющих плохое поведение, и от просто застенчивых детей. Это сложно, даже не каждый специалист, будь то педагог или врач, способен быстро выявить подобные особенности. У аутизма есть множество разновидностей: есть тяжелые синдромы, есть расстройства и элементы аутистического спектра.
Конечно, с одной стороны, это право человека – не хотеть с кем-то общаться. С другой стороны, нужно видеть сложности, к примеру, если ребенок хочет общаться, но не может. Отсюда появляется агрессия, ведь он не может выразить свои желания. Нарушения интеллекта встречаются у таких детей, но не всегда. Дети с аутизмом, как правило, внешне выглядят вполне обычно, они симпатичные, но неожиданно для окружающих могут закричать, упасть на пол, начать биться в истерике. Это происходит из-за того, что ребенку страшно, либо он хочет донести какую-то информацию, либо привлекает внимание.
Понять и принять
В последнее время детей с аутизмом можно встретить чаще, чем раньше, они ходят в школы и даже участвуют в массовых мероприятиях. Так, силами активных родителей при поддержке Фонда «Общество без барьеров» совместно с многочисленными партнерами проводился концерт в ТРЦ «Пионер», в котором участвовали и дети с аутизмом. Один мальчик, Денис Лозовой, танцует в творческом коллективе, играет на синтезаторе. Он принимал участие в этом концерте. У ребенка есть особенность речи - эхолалия, то есть он повторяет слова за взрослым.
Дети с подобными расстройствами для окружающих необычны и порой способны удивлять своими энциклопедическими знаниями: они способны запоминать огромные объемы информации, но только в том случае, если что-то их заинтересует.
Так, в Улан-Удэ есть мальчик, который знает практически все про динозавров – это его узкая область интересов. В других областях знаний он ограничен. Есть девочка с синдромом Аспергера (одной из форм аутистических расстройств), Настя Цыганкова, которая помнит и может воспроизвести множество исторических дат. При этом у нее есть сложности в социальном плане - она не может долго находиться в шумном месте и построить коммуникации со сверстниками.
Среди прочих, можно назвать такие признаки детского аутизма, как плохая обучаемость, вспышки гнева. Поведение детей с аутизмом характеризуется также стереотипностью - от многократного повторения элементарных движений (потряхивание руками или подпрыгивание) до сложных ритуалов, и даже деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм). При этом агрессия обязательно имеет причины.
- Лечения нет, это особенность, но есть возможность корректировки различными методиками,- рассказывает Инна. – Эти методики помогают изменить поведение. Например, есть система PECS, она применяется в качестве альтернативной системы коммуникации. Упрощенно, здесь используются карточки с картинками и словами, с помощью которых ребенок выражает свои просьбы, если не может сказать, при этом также развивается речь. Есть дети, которым пока сложно говорить, тогда им для коммуникации нужны такие карточки, а также есть планшеты, специальные программы, призванные облегчить взаимодействие с окружающими.
Существует российский фонд «Выход», который помогает информацией родителям и специалистам, найти его можно в Интернете. Сейчас много информации на тему аутизма, поэтому родителям нужно не пугаться и не отчаиваться, ведь можно подобрать методику для своего ребенка, которая поможет справиться с имеющимися проблемами. Существует 27 методов коррекции аутизма с доказанной эффективностью.
Пути решения
Вообще, информирование – главная задача родителей детей с аутизмом. Нужно объяснять окружающим, другим мамам и папам с детской площадки, учителям, говорить об особенностях ребенка, ведь это в общих интересах. Порой мама хочет социализировать ребенка, но не знает, как это сделать. В результате она начинает делать вид, что ничего не происходит. Окружающие же при этом делают замечания: ребенок плохо себя ведет, воспитывайте его, он у вас валяется, кричит. Поэтому нужно принять ребенка таким, какой он есть, и не бояться рассказать окружающим о нем.
- Первые признаки аутизма могут появляться уже в возрасте до одного года,- объясняет Инна. – Можно отметить, что ребенок малоэмоционален, не смотрит на лицо мамы. Сложно определить, норма или не норма, наблюдая за какими- то особенностями в развитии, ведь четких критериев диагностики в раннем возрасте нет. Но, если вовремя заметить такие нюансы, обратиться к специалистам, то ранняя коррекция дает хорошие результаты. Если же бояться и только подозревать неладное, ничего не изменится. Необходимо, зная информацию, принимать нужные решения, заниматься с ребенком, социализировать его.
В распространении аутизма винят и прививки, и еду, но истинные причины до сих пор неизвестны.
Родители должны сделать все, что от них зависит, чтобы упростить интеграцию ребенка в общество. Для этого, как правило, требуются специальные занятия, постепенное расширение круга контактов. Фактически, при аутизме проводится поведенческая терапия, которая призвана повысить способность ребенка к взаимодействию с окружающим миром, помочь обрести необходимые навыки самостоятельности.
Сейчас начинают решаться вопросы, связанные с диагностикой, помощью, адаптацией и обучением детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями в развитии.
И если дети идут с детские сады и школы, обучаются, получают внимание специалистов, то взрослые люди с аутизмом порой оказываются «не у дел». В нашей стране с недавних пор создаются общественные организации, помогающие в вопросах проживания и трудоустройства. Поднимается тема о сопровождаемом проживании людей с инвалидностью, в том числе, аутизмом: в квартире живут 2-3 человека с особенностями развития и с ними – помощник, который помогает, обучает, сопровождает. К сожалению, пока это далеко от реального повсеместного воплощения, таких примеров немного.
Условия для учебы и жизни
В современном обществе, благодаря развитию многих отраслей науки и медицины, аутизм не является приговором, можно в определенной степени социализировать ребенка. Конечно, есть тяжелые формы аутизма, но чаще встречаются более простые, которые при определенных усилиях со стороны родителей и педагогов могут значительно корректироваться. Во взрослом возрасте человек даже сможет найти работу, высокофункциональные аутисты трудятся программистами, IT – экспертами в крупных компаниях. Их способности к запоминанию и систематизации находят там успешное применение. Правда, чаще это происходит в зарубежных странах, где интеграция людей с ментальными особенностями началась гораздо раньше.
- Заметив необычные признаки в поведении малыша, сначала нужно пойти к врачу, чтобы исключить причины каких-то болезней,- советует Инна Молчанова. - Диагноз «аутизм» ставит только психиатр, но это не только психиатрическая проблема, на этом этапе включаются и педиатры, и неврологи. Работа должна вестись не только с ребенком, но и со всей семьей. Как правило, люди неохотно ставят ребенка на учет к психиатру, это общее явление, оно объяснимо – никто не хочет ставить «клеймо» на будущую жизнь.
Между тем, аутизм не означает необходимость изолировать ребенка и обучать в каких-то специализированных школах. У родителей есть право отдать его в обычную школу, где, по закону «Об образовании» отказать в этом праве не могут.
-У меня есть мечта: хочу подготовить педагогов и показать на примере, как работать с особенными детьми в детских садах, школах. Желающие есть, необходимы лишь финансовые средства для их обучения, а они немалые. Ведь недостаточно говорить, нужно действовать и показывать, что это возможно. Так, в Улан-Удэ и районах республики необходимо создавать ресурсные классы. Для этого нужны специалисты и обученные педагоги, но на данный момент их нет. Случайные люди не смогут заниматься с особыми детьми, это тяжелый труд, а неслучайные, заинтересованные и увлеченные – редкость. Например, в одной из школ есть и помещение, и желание директора открыть ресурсный класс, но нет заинтересованных педагогов.
Конечно, нужно менять отношение общества, с детьми проводить уроки доброты, объясняя, что все люди разные, с родителями нужно проводить беседы. Непонимание появляется от неинформированности, если люди что-то не понимают, они начинают домысливать, придумывать. Отсюда общественные стереотипы: такие дети рождаются у алкоголиков, наркоманов. Но это не так, ребенок с аутизмом может появиться в любой семье. Это общая проблема.
Елена Разночинцева.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев