Данные говорят, что даже платные курсы не делают из троечников отличников. Но средний балл на несколько пунктов увеличить могут.
Как отличаются средние баллы ЕГЭ выпускников школ в зависимости от региона, типа школы и способа дополнительной подготовки к экзамену, рассказали на XXIII Международной конференции молодых учёных «Векторы 2025» в Московской высшей школе социальных и экономических наук (Шанинке).
С докладами о том, какие факторы влияют на результаты ЕГЭ и шансы поступить в вуз, выступили на секции «Образование — социальный лифт? Почему не у всех есть доступ к верхним этажам» исследователи из НИУ ВШЭ доцент департамента прикладной экономики Илья Прахов и Валентина Максимова. Оба использовали данные Мониторинга экономики образования (МЭО) — 2022. Это ежегодный исследовательский проект университета, который включает в себя опросы и интервью с разными участниками системы образования, в том числе со студентами вузов. В опросах 2022 года участвовали свыше 5 тысяч учащихся разных курсов.
🔖 Какой прирост баллов даёт дополнительная подготовка с репетиторами и на курсах
По словам Ильи Прахова, в последние годы дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ в основном перешли из офлайна в онлайн. По данным МЭО-2022, среди студентов, поступивших в вузы в 2018 году, только 30% готовились к ЕГЭ онлайн платно или самостоятельно по доступным материалам. Среди поступивших в 2021-м опыт онлайн-подготовки был уже у 60%.
Главный вопрос: увеличивают ли дополнительные занятия шанс поступить в желаемый вуз? В первые годы после введения ЕГЭ исследования показали, что разница в средних баллах у тех, кто готовился с репетиторами и тех, кто этого не делал, не очень значительная. Но с тех пор и сам экзамен изменился, и правила приёма в вузы не раз пересматривали. Поэтому Илья Прахов пересчитал средние баллы ЕГЭ (учитывались экзамены, результаты которых потребовались респондентам для поступления в вуз) у тех, кто готовился по-разному: на платных курсах или индивидуальных занятиях с репетиторами — очно или онлайн, в школе на бесплатных консультациях, при вузе или самостоятельно.
Оказалось, что большинство видов дополнительной подготовки к экзамену дают прирост в баллах по сравнению с теми, кто занимался только в школе.
Поскольку оценки основаны на опросе студентов и в них не учитывались такие характеристики респондентов, как образование родителей или способности учащегося, они могут быть завышены, предупреждает Илья Прахов.
В любом случае, как подчеркнул докладчик, дополнительная подготовка оказывает относительно небольшой эффект: «Данные не показывают, что из троечника можно за год сделать отличника».
🔖 Какие ещё обстоятельства влияют на баллы за ЕГЭ
Данные из доклада Валентины Максимовой также подтверждают, что в России сложился неравный доступ к высшему образованию. По её расчётам (использовались результаты не только тех ЕГЭ, которые понадобились при поступлении, а всех сданных), средние баллы разнятся не только у тех, кто готовился по-разному. Ещё на них влияют:
✅Уровень дохода родителей. Выпускники из семей с высоким доходом сдают ЕГЭ на 1,48 балла лучше, чем все остальные.
✅Обучение в специализированной школе (например физико-математической). Средний балл ЕГЭ у их выпускников на 3,27 балла выше, чем у окончивших обычные школы.
✅Населённый пункт, где живёт семья. Выпускники сельских школ в выборке получили в среднем на 5,19 балла ЕГЭ меньше, чем выпускники городских.
✅Уровень образования родителей, а точнее — матери. Наличие у неё высшего образования обеспечивает в среднем на 5,28 баллов ЕГЭ больше.
Согласно этому расчёту, самый высокий прирост в средних баллах дают платные онлайн-курсы — 5,44 балла (учитывался, напомним, более напомним, более широкий набор экзаменов, чем в исследовании Ильи Прахова).
#исследования
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев