Японцы иногда сравнивают свою страну со стволом бамбука, окованным сталью и завернутым в пластик. Действительно, легко подметить новые архитектурные черты на лице этой страны. Труднее заглянуть в ее душу, прикоснуться к скрытому от посторонних глаз бамбуковому стволу, почувствовать его упругость.
Все старинные памятники архитектуры в Японии построены из дерева. Эта особенность дальневосточного зодчества обусловлена рядом причин:
во-первых, заготовка материалов и строительство из камня требовали значительно больше усилий, чем использование дерева;
во-вторых, строительный материал также определялся климатом: жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу;
в-третьих, дерево лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах;
в-четвертых, имело значение и то, что деревянный японский дом можно было разобрать и собрать в новом месте, что весьма затруднительно в отношении каменного.
Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения с массивными крышами и относительно слабыми стенами.
При возведении дома сначала устанавливались опоры и балки конструкции, позволяющие поддерживать крышу. Пространство дома организовывалось крышей и модульным расположением опор; дизайн сводился к заполнению промежутков между опорами и балками. С одной стороны, плоскости стен делили внутреннее пространство на отдельные комнаты, а с другой — сами стены, в зависимости от их материала и роли барьера, изменяли взаимоотношение между отдельными опорами конструкции дома. В этом суть традиционного японского дизайна: если структура заранее задана, дизайн состоит в выравнивании и перестановке уже существующих отношений.
Таким образом, можно говорить о том, что японские домостроители уже с давних времен применяют принцип «навесных фасадов» в технологии каркасного домостроения.
Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри. Храмовые постройки Японии почти лишены окраски и украшений. Вся красота этих простых и практичных построек создается за счет цельного неокрашенного дерева.
Еще одним важным аспектом традиционной архитектуры Японии является взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности наличие такого рукотворного островка природы как японский сад. Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части, скорее оба перетекали друг в друга. Другими словами, нет той границы, где кончается внутреннее пространство дома и начинается внешнее.
Конкретное выражение этой концепции — веранда традиционного японского дома (энгава). Она служит транзитным пространством на пути из дома в сад. Ее роль наглядно отражена в используемых конструктивных материалах: внутренние помещения имеют покрытые соломенными циновками (татами) полы, снаружи — земля и камни сада и дорожек, а веранда делается из деревянных, грубо обработанных брусьев, которые являются как бы промежуточным материалом между мягкими соломенными циновками и твердыми необработанными камнями в саду.
Современная архитектура и строительство в Японии со всеми новейшими техногенными примудростями все же находятся под бдительным контролем специальных организаций государственного образца, которые следят за порядком во всех строй-сферах. И для всех, кто что-то строит (особенно в больших городах), для крупных строительных фирм, частных организаций обязательно знание и соблюдения во всех проектах международных и собственно специфических японских строительных норм для обеспечения безопасности сооружений. Так, за последние десять лет в Токио появилось множество высотных зданий. Это стало возможным благодаря развитию компьютерного моделирования и современных строительных технологий, например, использования подушек и роликов в фундаментах зданий. Ни одно из новых зданий, включая шестисотметровую телебашню, не пострадало после сильного землетрясения.
Современная японская архитектура развивается в основном в рамках конструктивизма. Небольшие ландшафтные японские сады с прудами и камнями и другие элементы традиционной стилизации — частая принадлежность декора построенных в современной манере гостиниц, оффисов, учебных и других общественных зданий.
Собственная вилла – самый больной вопрос для японца. И хотя по доходу на душу населения, Япония числится в числе благополучных стран, острая нехватка свободной земли и её высокая стоимость превращают планы об обладании собственным домиком или квартирой в несбыточную мечту.
По стоимости жилья Япония впереди планеты всей. И причина кроется совсем не в нехватке свободной земли. Проблема кроется в том, что затраты на строительство в Японии выше в два раза, чем, например, в США. Причина тому в японском законодательстве, а точнее в строительных инструкциях: вся импортная строительная техника и стройматериалы должны соответствовать JIS (Японскому промышленному стандарту) и JAS (Японскому сельскохозяйственному стандарту). Всё это мешает проникновению на внутренний японский рынок зарубежных стрительных фирм.
В основном в японских городах строили полутораэтажные дома. Более экономичные трёхэтажные варианты, предлагаемые зарубежными строителями, блокировали ещё на этапе проектирования. Всё потому, что японские законы стоят на страже жизненного права японского обывателя на солнечное освещение, т.к. любое здание не должно отбрасывать тень на соседнее жилое здание. Современные реалии настойчиво требуют пересмотра архаичных законодательных норм.
Строительство в Японии несколько отличается от строительства в других странах. Спокойный и качественный подход японцев к этому вопросу является полностью противоположной методике строительству в других странах.
Аккуратные постройки, созданные из легкого и прочного материала позволяют зданиям выглядеть легко и непринужденно, словно отражая всю душу японцев, тем самым создавая впечатление ухоженности и аккуратности, проявленных в каждом строительном жесте.
Ещё одна особенность японцев при строительстве - это способность сохранять безупречную чистоту и порядок, что служит еще одним показателем истинного профессионализма.
Шедевры строительства японцев известны не только в пределах их страны, но и далеко за ее рубежом. Так, фантастический тоннель через Ла-Манш, связавший Великобританию с материком, принадлежит их рукам; масштабный мост, пролегающий через Босфор еще одна их работа.
Подводя итог, можно сказать, что Япония способна впечатлять не просто каждого обывателя, но и еще вдохновлять всех архитекторов мира, доказывая что простота форм и конструкций всегда рождала нечто индивидуальное и неповторимое.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев