Фрагменты занятий с использованием игрушки «Лягушка Клава» для детей 5—6 лет на базе занятий Максименко О.П. (учитель-логопед МБДОУ д/с № 1 им. Ю.А. Гагарина, г. Анива Сахалинской обл.) Вводная часть материала в публикации от 23 октября.
На экране заставка мультфильма «Лунтик».
Л о г о п е д. Скажи, тебе знаком этот мультик? Ребенок отвечает. Отгадай, кто из друзей Лунтика придет сегодня к нам. На болоте проживает, Ловит мух и комаров. Только «ква» она и знает. Кто назвать ее готов? (Лягушка Клава.) Логопед достает Лягушку Клаву, ребенок рассматривает игрушку.
Л я г у ш к, а К л, а в а. Я горжусь красой своей.
И улыбкой до ушей,
Длинным красным языком —
Ребятишкам он знаком.
Свой ты язычок заставь трудиться,
Ведь ему нельзя лениться.
Ты за мной не отставай
И заданья выполняй.
Покажу тебе, дружок,
Как поставить язычок.
Будем мы с тобой дружить
И красиво говорить!
Л о г о п е д. Понравилась тебе гостья? Слушай ее внимательно и повторяй за ней.
Упражнения для губ
● «Улыбка». Ребенок растягивает губы в улыбке. Улыбается лягушка: Губки тянет прямо к ушкам.
● «Хоботок». Ребенок вытягивает губы трубочкой. Губки в трубочку сложи, Скорее Клаве покажи.
Затем упражнения «Улыбка» и «Хоботок» чередуются.
Упражнения для языка
● «Лопаточка». Ребенок кладет «широкий» язык на нижнюю губу. За Клавой повтори, Широкий язык. На нижнюю губку положи.
● «Чашечка». Ребенок округляет язык в виде чашечки. В гости Клава ждет друзей, Помоги ей стол накрыть скорей.
● «Грибок». Ребенок открывает рот, прижимает язык к нёбу. Под грибком сидят ежи, Самый лучший гриб Клаве покажи!
● «Лошадка». Ребенок открывает рот и цокает языком. Цок, цок, цок, цок, цок, цок — Как лошадка, скачет язычок. Мы покажем Клаве дружно, Как скакать лошадке нужно.
● «Маляр». Ребенок улыбается, открывает рот и кончиком языка гладит нёбо. Дом покрасить Клава хочет. Краску, кисточку взяла, Стены красить начала. Помоги ты ей, дружок, Крась высокий потолок.
● «Индюк». Ребенок приоткрывает рот, кладет язык на верхнюю губу и производит движения его широким передним краем по ней вперед и назад. Что индюк за птица? Он спросить у Клавы хочет И под нос себе бормочет: «Бл-л-л». Л о г о п е д. Молодцы! Клава грустная сидит. От чего, не говорит. Ты нам, Клава, укажи, Что случилось, расскажи. Клава сейчас загадает загадки, а ты попробуй их отгадать.
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Осенью.)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает?
(Осенью.)
Как думаешь, почему Лягушка Клава загрустила? Ребенок вспоминает признаки осени. Давай научим Клаву дыхательным упражнениям, чтобы она не грустила.
Дыхательные упражнения
● «Подуй на листок»
На стол выкладываются бумажные листочки. На них нужно подуть слабой воздушной струей, сильной, резкой, плавной. Лист кружится и танцует, помогу ему, подую. На листок подую слабо. Ребенок направляет медленную воздушную струю на бумажные листочки. Медленно закружит, плавно. Я подуть смогу сильней. Усиливает воздушную струю. Лист закружится быстрей. Дую сильно на листок. Еще усиливает воздушную струю. Улетел он, мой дружок!
● «Ветерок». Я ветер сильный, я лечу. Лечу, куда хочу, Руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос. Хочу налево посвищу. Ребенок поворачивает голову налево, губы вытягивает трубочкой и дует. Могу подуть направо, Голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох. Могу и вверх, и в облака, Голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох. Ребенок опускает голову, подбородком касается груди, делает спокойный выдох через рот. Ну, а пока я тучи разгоняю. Делает круговые движения руками. Упражнение повторяется 3—4 раза. Л о г о п е д. Лягушке Клаве очень понравилось играть с листочками, но она тоже хочет с тобой поиграть. Логопед выкладывает на стол картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [р], называет их, не произнося этот звук. Затем кладет на стол карточки с буквами. Как ты думаешь, какой звук спрятался в этих словах? Р е б е н о к. Звук [р]. Л о г о п е д. Лягушка Клава поможет тебе найти этот звук на твоем язычке. С помощью языка лягушки уточняется артикуляционный уклад звука [р]. Через определенные упражнения вызывается вибрация кончика язычка, логопед показывает вибрацию своего языка и языка лягушки. Затем он демонстрирует правильные и неправильные артикуляционные позиции. Ребенок поправляет. Клава поднимает настроение детей, создает положительную психологическую атмосферу, погружая ребенка в игру, и хорошие условия для обучения.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1