Обычно дошкольники уже могут формировать связные речевые конструкции и пересказывать небольшие тексты. В норме они произносят звуки без ошибок, меняют при этом интонации, читают более выразительно, тише-громче, быстрее-медленнее. Они хорошо и артистично рассказывают стихи, подбирают интонацию и делают логические паузы. Однако, не все дети в этом возрасте могут справиться с этой задачей. Давайте рассмотрим какая литература может поспособствовать решению этой проблемы.
Чтобы речь ребенка продолжала развиваться быстрее можно воспользоваться отличным пособием О.С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-6 лет. Старшая группа». В книге представлены интересные и развивающие форматы заданий: пересказы сказок и текстов, составление рассказов по заданной теме, рассказы о личных впечатлениях ребенка, сочинения. В пособии присутствуют готовые конспекты занятий по художественным произведениям разных авторов: С. Михалкова, В. Серова, Дж. Родари, А. Милна и других. Помимо этого, в книге представлены народные сказки разных стран — норвежские, русские, английские и другие.
Важно понимать, что в этом возрасте особенность детского мышления состоит в постоянном взаимодействии речи и действия. Когда ребенок рисует, то проговаривает то, что пытается нарисовать. Это этап еще не сформированной полностью внутренней речи. Его категорически нельзя заставлять мыслить про себя - ребенку об этом пока трудно заботиться.
Для детей старшего возраста избираются темы посложнее. Ребенок сможет выучить: род, число и падеж существительных; наклонение глаголов; словообразование; монологическую речь; научится формировать образную речь.
Также, в качестве дополнения к первому пособию, можно использовать «Рабочую тетрадь по развитию речи для детей 5-6 лет» О.С. Ушаковой. Она содержит интересные картинки, практические задания, загадки и вопросы для обсуждения с ребенком. В ней представлены более сложные задачи. Теперь ребенку надо не просто повторить за взрослыми или продолжить предложения, а составить самому рассказ по картинке, произнести чистоговорку, найти отличия в словах. Такие упражнения помогают более глубоко понять лексические темы и упрощают запоминание информации.
Еще одно отличное дополнение к занятиям — демонстрационный материал для бесед по картинкам «Развитие речи детей 5-6 лет» Г.Н. Соломатиной и Е.Е. Рукавишниковой. Здесь используются аналогичные задания, как и в предыдущих пособиях, большие картинки формата А4, на которых изображены разные ситуации, игры и предметы. Темы более сложные — умывание, здоровье, дома и сооружения, продукты и многое другое. На картинках нарисованы предметы, которые надо расставить на свои места и объяснить, где ошибка. Есть задания с лабиринтами на развитие логики. Есть картинки, где нужно описать, чем в данный момент занимается зайчик. И все же не стоит полагаться исключительно на книги и пособия. Помимо выполнения заданий, важно часто вести общение с ребенком. Чем больше ребенок слышит от родителей связной грамотной речи, тем быстрее будет формироваться и его правильная речь.
Дети обожают слушать о том, какие они были в младенчестве и раннем детстве, какие игрушки любили, как и когда начали говорить. Расскажите им и о своем детстве, о ваших игрушках и увлечениях. Ребенку требуется внимание, терпение, забота и помощь в изучении окружающего мира. Нельзя игнорировать его речевую пассивность, перекладывая обязанности друг на друга. Дети очень тонко чувствуют психологический микроклимат в семье, и многие проблемы в развитии речи можно объяснить именно не комфортными его особенностями.
Есть ли у вас какие-то интересные способы занятий с детьми? Пишите в комментарии!
#СФЕРАзнаний #СФЕРАпедагогу
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев