ПОРОКИ И ИХ ПОКЛОННИКИ
Люди, страдающие алкоголизмом, -- не редкость в человеческом обществе. Однако этой пагубной привычке подвержены и некоторые животные. Например, в Европе садоводы, чтобы избавиться от улиток, ставят для них емкости с пивом. Те с удовольствием напиваются и тонут в напитке. Страдают алкоголизмом и насекомые...
Пьяные пчелы
По пристрастию к алкоголю среди насекомых первое место занимают пчелы. Когда в процессе эксперимента им был предложен выбор – сахарный сироп или сладкий 80-процентный алкогольный напиток, они выбрали последний. А между тем энтомологи, изучая воздействие алкоголя на пчел, считают, что этанол наносит вред насекомым. Причем, пьяный человек и пьяная пчела в чем-то даже похожи. У пчел так же нарушается координация движений, они меньше летают, в основном ползают или вовсе лежат на спине, у них притупляются природные реакции и ухудшается память.
Ученые выяснили, что, имея постоянную возможность лакомиться спиртным, пчелы очень быстро становятся алкоголиками. Но эта пагубная пчелиная страсть имеет и свои плюсы -- благодаря ей разработан и испытан на пчелах препарат «антабус», вызывающий отвращение к алкоголю. Насекомым медоносам лекарство помогло, а перед людьми открылись новые перспективы в борьбе с зеленым змием.
Пауки-наркоманы
Паутина считается самой идеальной ловушкой в природе. Возможно поэтому татуировка, изображающая паука и паутину, так популярна у наркоманов. К тому же, по словам ученого-арахнолога М. Кройлса, пауки – хороший объект для экспериментов с наркотиками, поскольку результат употребления не заставляет себя долго ждать.
Чтобы наркотик попал к пауку, им пропитывали муху и подбрасывали хищнику или капали растворенное в воде вещество на паутину.
Под воздействием различных наркотических веществ пауки начинают плести паутины, форма которых зависит от того, чем восьмилапых «угостили». По рисунку паутины можно определить наркотик быстрее, чем с помощью лабораторного анализа. Например, первитин лишает паука терпения, и тот ограничивается тем, что тянет только радиальные нити, а кольцевые ему в этот момент кажутся ненужными. Ни к чему лишние движения, ведь паутина и так великолепна. Под влиянием снотворных препаратов паук засыпает, не закончив работу. Зато кофеин приводит паука в возбуждение, похожее на невроз. Он перестает ориентироваться в пространстве, поэтому паутина получается хаотичной, лишенной всякой логики. А вот ЛСД помогает насекомому сконцентрировать внимание и сплести аккуратную, правильную и даже совершенную сеть.
На основании наблюдений за пауками в атласе экологической токсикологии опубликован целый раздел с рисунками паутин, сплетенных пауками под воздействием наркотиков. Это помогает определить, какой яд попал в организм человека. Пауку дают капельку крови пострадавшего (тем же способом, что и наркотик), затем уничтожают имеющуюся паутину, побуждая насекомое строить новую. И по характеру плетения определяют отравляющее вещество.
Под мухой
Плодовые мушки дружат с алкоголем с рождения. Они обрабатывают свои личинки продуктами брожения фруктов и ягод, защищая, таким образом, потомство от внешних врагов. Дело в том, что личинки мушек привлекают ос, которые делают из них некое подобие инкубатора, откладывая собственные яйца. И маленькие осы, едва вылупившись, начинают активно поедать свое пристанище изнутри. Но у них нет иммунитета к алкоголю, как у плодовых мушек, для которых это естественная среда обитания. Потомство ос в таких проспиртованных личинках погибает от токсинов.
Но если поблизости нет ос, репродуктивное поведение мушек меняется -- они перестают купать своих детей в алкоголе. Значит, заботливые мамаши рискуют подвергать личинки интоксикации, лишь спасая их от гибели. Как говорится, из двух зол выбирают меньшее.
Пьянство, если оно идет на пользу потомству, еще можно как-то оправдать, но ученые Калифорнийского университета доказали, что дрозофилы и без этого неравнодушны к алкоголю, к которому имеют неограниченный доступ. При этом у них наблюдаются все признаки алкогольной зависимости, они теряют инстинкт самосохранения и даже начинают употреблять пищу, которая ранее их совсем не привлекала.
В ходе эксперимента ученые взяли две емкости, одну с водой, а вторую с 15-процентным спиртом, и поместили в них дрозофил. После чего периодически стали замерять уровень жидкости в емкостях. Спирт расходовался значительно быстрее -- мушки с удовольствием его поглощали. Спустя четыре дня у пьяных дрозофил можно было наблюдать нарушение координации и гиперактивность, свойственные людям в этом же состоянии. Их не остановило даже то, что к спирту добавили хинин, который для них смертельно опасен, -- они продолжали употреблять алкоголь.
Ученые определили, что алкогольная зависимость у мушек появляется быстрее, чем у людей. Если лишить их допинга, они проявляют беспокойство, но через некоторое время отвыкают. Однако если снова получают доступ к этанолу, то зависимость возвращается в короткий срок.
Сегодня исследования продолжаются, и ученые надеются, что насекомые помогут им лучше понять модель человеческого алкоголизма.
Дарья ДМИТРИЕВА
ВСЕ РАДИ РЮМКИ
Некоторые виды муравьев, например, мирмики, выращивают бабочек голубянок, пока те находятся в стадии гусеницы. Гусеница выделяет сахаристые вещества, по запаху напоминающие личинок муравьев, и кормит ими своих хозяев. Опьянев от них, муравьи заботятся о гусенице, кормят ее, хоть прожорливая гостья уничтожает куколок благодетелей.
Еще один непрошенный гость муравейника -- жук ломехуз -- откладывает яйца в их жилище. Жук проникает в тот отсек муравейника, где находятся куколки. Если муравьи пытаются выгнать непрошенного гостя, он в ответ выделяет особое эфирное вещество, которое те слизывают и впадают в эйфорию, похожую на алкогольное или наркотическое опьянение. Они становятся настолько одурманенными, что кормят потомство ломехуза, забывая о своем собственном. Если таких гостей слишком много, это приводит к гибели муравейника.
Во время лабораторных опытов, ученые наблюдали такую картину: то один, то другой муравей, подбегал к жучку, тормошил щетинки по бокам его брюшка, а затем жадно слизывал капельки жидкости, стекавшие по этим щетинкам. Исследователи обнаружили, что личинки жука поедают яйца, откладываемые самкой. А в это время муравьи «сидят вокруг приемышей и спокойно наблюдают за грабежом. Больше того, они даже подкармливают разбойников из своего рта», -- писал пораженный тем, что увидел, натуралист Эрих Васман.
Другой исследователь И. Халифман дал очень точную характеристику происходящему: «Их щедрость не знает предела. Они скармливают личинкам жука яйца, откладываемые муравьиной самкой и, не ограничиваясь этим, отдают им корм, отнятый у собственных личинок. Они похожи на пьяниц, способных ради рюмки водки лишить своих детей молока».
БАБОЧКА ПОД МУХОЙ
В своей книге «Благостный четверг» Д. Стейнбек рассказывал о пьяной вакханалии бабочек-данаид в одном из американских городков.
«Весной, когда сосны дают молодые побеги, к ним устремляются целые тучи этих оранжевых бабочек. Насекомые облепляют деревья и пьют хмельной сок, пока пьяными не упадут на землю. Совсем скоро вся земля вокруг сосен покрывается оранжевым ковром из лежащих на спине бабочек. Этот алкогольный праздник продолжается около недели. Русские собратья не отстают от них, только пьют они березовый сок. А потом их едят птицы и тоже хмелеют».
МОЙ ДОМ – ВИННАЯ БОЧКА
Не так давно в Израиле на одной из виноделен появились три огромных пчелиных роя по 30 тысяч особей каждый. Насекомые поселились в винных бочках. Удивленные виноделы пригласили для консультации пчеловодов, которые ничего криминального в поведении пчел не усмотрели. По их мнению, это были дикие пчелы, обычно живущие в дуплах деревьев. По какой-то причине они приняли винные бочки за дупло. А вот это, по мнению пчеловодов, уже беспрецедентный случай. Трогать поселенцев не стали, тем более что те уже вовсю строили соты. Ведь проблема исчезновения пчел волнует ученых всего мира. Пусть живут, хоть даже в винных бочках!
Галина Белышева
Нет комментариев