В начале июня 1972 года небольшой шахтерский поселок Окло, затерянный среди экваториальных джунглей юго-западной Африки охватила небывалая паника. Все горняки-негры собрались возле шахтоуправления и внимательно слушали одного из бывших колониальных чиновников. Он с большим раздражением доказывал, что приезжая экспедиция французских геологов не обнаружила ничего опасного в глубинах старого рудника и очередная смена рудокопов должна незамедлительно приступить к работе.
Природный реактор
Совсем иного мнения придерживались сами французские ученые – ведь они действительно открыли глубоко под землей «бомбу», правда, не атомную, а информационную. Ведь анализы собранных ими образцов убедительно показали, что около двух миллиардов лет назад здесь работал самый настоящий естественный ядерный реактор.
Было обнаружено шесть природных «реакторных» зон с признаками когда-то протекавших реакций деления. По остаткам «ядерного пепла» геофизики сделали вывод, что реактор работал сотни тысячелетий в режиме медленного кипения.
Каким же образом создались естественные условия для протекания столь необычной цепной ядерной реакции?
Сорок лет натурных исследований и модельных экспериментов показали, что определяющее значение сыграло расположение близко от поверхности радиоактивных руд в тропической зоне, насыщенной водоносными пластами. Таким образом, именно достаточное количество грунтовых вод способствовало стабильной работе природного ядерного реактора. Когда-то все началось с того, что в речной дельте на прочном ложе из базальтовых пород отложился слой песчаника, богатого урановой рудой. В результате бесконечной череды землятресений базальтовый фундамент глубоко погрузился в землю. Там, на километровой глубине, ураноносный песчаник растрескался, и в трещины стала поступать грунтовая вода. Затем прошли сотни миллионов лет, и песчаный пласт снова поднялся к поверхности.
То вспыхивая, то угасая
Сегодня инженеры-атомщики уверены, что древний африканский реактор не взорвался только из-за подземной реки, периодически тушившей пожар ядерной реакции. Похоже, что в данном случае вода играла роль своеобразного «тормоза», замедлявшего реакцию деления. Когда в природный реактор попадала вода, она закипала и испарялась, в результате чего цепная реакция на время приостанавливалась.
Вероятно, сначала в некой впадине, возможно, в дельте древней реки, образовался богатый слой урановой руды вперемешку с песчаником, который покоился на крепком базальтовом ложе. После очередного землетрясения, обычного в ту эпоху, базальтовый фундамент будущего реактора опустился на несколько километров, потянув за собой урановую жилу. Жила растрескалась, в трещины проникла грунтовая вода. При этом уран охотно мигрирует с водой, содержащей большое количество кислорода, то есть в окислительной обстановке. Насыщенная кислородом вода пробирается сквозь толщу горной породы, вымывает из нее уран, увлекает его за собой и постепенно расходует содержащийся в ней кислород на окисление органики и двухвалентного железа. Когда запас кислорода исчерпан, химическая обстановка в земных глубинах из окислительной становится восстановительной. Затем очередной катаклизм поднял фундамент до современного уровня. Такой схемы придерживаются многие ученые, в том числе и предложившие ее.
На охлаждение реактора и накопление воды требовались примерно два с половиной часа, а длительность активного периода составляла порядка получаса. Когда порода остывала, вода вновь просачивалась и запускала ядерную реакцию. И так, то вспыхивая, то угасая, реактор, мощность которого была в двести раз меньше, чем у первой атомной электростанции в подмосковье (Обнинск), проработал около полумиллиона лет.
Несмотря на солидный срок исследования африканского геологического феномена, до сих пор остаются некоторые нерешенные вопросы. Главный среди них – каким образом на протяжении полумиллиона лет природный реактор пережил землетрясения и поднятия-опускания земной коры? Ведь очевидно, что любое движение земных пластов тут же бы изменило «объем рабочей зоны». При этом ядерная реакция либо сразу же прекратилась, либо произошел бы атомный взрыв, бесследно уничтоживший геологический феномен…
Сам себе ядерный могильник
Ученые давно задумывались о возможности существования атомного реактора, созданного самой природой. Первая статья на эту тему появилась в 1956 году в Японии. В ней физик Пол Курода попытался представить, как в земных глубинах может разгореться атомный пожар. Впоследствии профессор Курода долгие годы искал следы древних атомных взрывов, сравнивая их воображаемые последствия с реальными следами атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, но так и не смог подыскать ничего похожего. Ошибка японского ученого была в том, что он даже не мог представить, что природный реактор в рудниковых залежах урана не закончит свое существование взрывом, а тихо угаснет в радиоактивной золе.
После открытия феномена Окло естественные реакторы стали искать по всему миру. К сожалению, но пока еще не выявлено ни одного достоверного аналогичного факта, хотя поступали сведения, что следы природной цепной реакции найдены в Австралии и в нескольких десятках километров к юго-востоку от Окло.
Сразу появились различные гипотезы о причинах странного явления. Одни утверждали, что месторождение было заражено отработанным топливом инопланетных космических аппаратов, другие считали его местом захоронения ядерных отходов, доставшихся нам в наследство от древних высокоразвитых цивилизаций. Тем не менее, детальные исследования показали, что столь необычное соотношение изотопов урана вполне могло образоваться и естественным путем.
Кроме поразительных деталей функционирования природного ядерного реактора, весьма любопытно было бы узнать и судьбу его «радиоактивных отходов». Специалисты-радиохимики подсчитали, что реактор в Окло выработал около шести тонн продуктов деления и две с половиной тонны плутония. При этом основная часть радиоактивных отходов оказалась заключена внутри кристаллической структуры минерала уранита в рудных телах шахты Окло. Получается, что естественный реактор наглядно продемонстрировал, как можно было бы строить ядерные могильники, безвредные для окружающей среды.
Эволюция мутантов
Естественный реактор в Окло начал действовать, когда появились первые микроорганизмы, ринувшиеся осваивать теплые водоемы и прибрежные воды мирового океана. В то же время возросла концентрация живительного кислорода и возникли предпосылки для бурного расцвета жизни с переходом от простого деления к половому размножению.
Эволюционное учение, основанное на теории Дарвина, предполагает плавный, преемственный переход от морских растений и животных к наземным. Однако некоторые палеонтологические находки плохо укладываются в традиционные воззрения, подтверждая гипотезы об эволюционных «скачках» и «прыжках». Некоторые палеонтологи упорно продолжают настаивать, что в разные исторические периоды как бы «ниоткуда» неожиданно возникали совершенно новые виды.
Как об альтернативной оценке событий того далекого времени можно упомянуть и о следующем мнении, связанном с последствиями работы природного реактора. Предполагается, что природный ядерный реактор мог привести к многочисленным мутациям живых организмов в том регионе, подавляющее большинство которых вымерли как нежизнеспособные. Некоторые ученые считают, что именно высокая радиация вызвала неожиданные мутации у бродивших как раз неподалеку африканских предков человека и подтолкнула их эволюцию в сторону «человека разумного».
Среди радиационных мутантов могли быть очень необычные существа, не только вносившие большое разнообразие в окружающую природу, но и ускоряющие эволюционное развитие. Получается, что недалеко от природных источников радиации должно было наблюдаться бурное разнообразие жизни.
Более того, потоки радиации от естественных реакторов и взрывов могли бы прояснить, с чего началась жизнь на Земле. Биологи давно уже высказывают осторожные догадки, что для запуска жизненных процессов в первоклетке нужен был какой-то достаточно мощный энергетический импульс. Этот поток внешней энергии мог бы разорвать химические связи таких элементов, как углерод, азот, водород и кислород. Затем эти элементы могли бы вступить в реакции друг с другом и образовать первые сложные органические молекулы. Раньше считалось, что такой толчок могла бы дать сильная молния, однако в последние годы биофизики все чаще обращаются к природным источникам радиации.
Катастрофа на Марсе
После открытия геологического феномена в Окло стали появляться версии, что подобная же ситуация с реакторами может возникнуть на любой планете Вселенной и в первую очередь на наших соседях: Марсе, Венере и Меркурии.
И вот сенсация – миссия НАСА «Марсианская научная лаборатория» сделала неожиданное открытие. Основой для него послужили данные, собранные «марсианским ровером» -- марсоходом третьего поколения «Кьюриосити». Оказалось, что марсианская поверхность содержит следы ядерной золы.
Этот необычный факт тут же породил гипотезу, что несколько сотен миллионов лет назад на Марсе произошла крупномасштабная ядерная катастрофа. Некоторым образом взорвались один или даже несколько природных реакторов, засыпав обширные просторы Красной планеты радиоактивной пылью и обломками.
Согласно предварительным расчетам, энергия взрыва была эквивалентна энергии от падения на поверхность 30-километрового астероида. Однако, в отличие от астероидного удара, очаг взрыва был ближе к поверхности и впадина, образованная им, была значительно меньше по глубине, чем ударные кратеры.
Может быть, тут планетологи подошли к открытию тайн многих «кратеров» необычной формы, являющихся на самом деле результатами взрывов естественных реакторов.
Олег ФАЙГ
http://www.oracle-today.ru/editions/secrets/2014/13/
Нет комментариев