По картине В. Серова
Людмила Ревенко
Каждый на землю приходит для счастья.
Утром, лишь солнце в разбег
Бросит лучи на лицо и запястья,
И продолжает свой бег.
Что ты увидел, ещё не проснувшись,
Встав за лучами вослед?
Чуткими пальцами только коснувшись,
Тотчас же вскочишь, пострел.
Каждый твой день - постижение мира,
Что разжигает глаза,
И удивлению нет в нём предела -
Все начинают с аза.
На картине ему лет пять. Трудно представить, что этот курчавый жизнерадостный и по всему видно, гиперактивный ребёнок, когда-то станет взрослым. А он, конечно, им стал. При этом, на картине так и остался тем самым кудрявым мальчиком. А те, кто встречался на его жизненном пути с удивлением, что этот высокий, грузноватый мужчина Михаил Михайлович и был тем самым курчавым хрупким мальчиком.
Мика родился в очень богатой семье, известной во всей России.
Он сын предпринимателя и мецената Михаила Абрамовича Морозова,
Его отец был коллекционером и другом русских художников. Картины из его коллекции и сейчас составляют гордость Третьяковской галереи, Эрмитажа и МИИ им. Пушкина.
У мамы мальчика случились преждевременные роды, ребёнок родился недоношенным и очень слабым. Никто даже не наделся на то, что он выживет. Сердце новорожденного поразил спазм. Его еле откачали. Боясь, чтобы Бог не прибрал малыша некрещённым, его спешно крестили.
А он выжил.
Потом, много лет спустя, его мама сама удивлялась, как из этого хилого ребёночка вырос «крупный, широкоплечий, могучий мужчина»
Здоровье у Мики долго оставалось слабенькое но ежегодные поездки на Волгу в Тверской губернии, а осенью на море помогли. К четырём годам мальчик вырос и окреп. Таким мы его и видим на портрете. Уже во время курчавого детства Мики превосходно знал английский язык, И не удивительно, с ним с рождения занималась гувернантка англичанка мисс Маквит. .
Кроме блестящего владения английским языком, он знал также и французский, и любил французскую поэзию, особенно Мольера.
Ничего не было бы удивительного, если бы Михаил Морозов уехал бы из России после революции. Но он не уехал. Он и не пострадал в сталинские времена. Его не репрессировали даже за не пролетарское происхождение. Он сделал замечательную научную карьеру.
Его жизнь складывалась по-разному, но в общем, не плохо. Он прожил её достойно. И главным делом его жизни был Шекспир. Не зря его учила в детстве языку Шекспира гувернантка мисс Маквит. Он стал шекспироведом и как шекспироведа его знали не только в нашей стране, но и в других странах.
Нет комментариев