Шейх Мухаммад ибн Абдулваххаб сказал: «Третий пункт: «Тот, кто не выносит такфир мушрикам, или же сомневается в их неверии, или считает их путь правильным - является кафиром»».
То есть, если человек остановится, воздержится от вынесения такфира мушрикам, или станет сомневается - правилен их путь, или нет, «или посчитает их путь правильным» например скажет: «Они на истине», то есть (если посчитает их путь правильным то) нет разницы, будь то могилопоклонники, которые в основе были мусульманами, или это люди
100
писания и т.д., становится кафиром (тот, кто их не считает кафирами) по единогласию. Более того, их куфр (второго лица) известен из религии по необходимости, т.е. нет разногласия среди мусульман в неверии того, кто остановился в вынесении такфира тем, кого Аллах объявил кафирами, с высоты семи небес. Имеется в виду тот, у кого куфр в основе, в отношении неверия кого существует единогласие учёных. В таком случае он (второй, который не выносит такфир первому - на куфре которого есть единогласие) становится кафиром. Человек не будет мусульманином до тех пор, пока не вынесет такфир мушрикам, и это (вынесение такфир мушрикам) входит в понятие «Неверие в тагут» … «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!». (16:36).
К проявлению избегания тагута относится проявление отречения от ширка, и мушриков. Проявление непричастности к мушрикам - выносить им такфир - является необходимым (т.е. проявлением непричастности к к мушрикам является вынесение им такфира). Мы сказали, что не выносится решение о принадлежности человека к Исламу до тех пор, пока он не станет выносить такфир мушрикам. Однако это касается тех, относительно неверия которых есть единогласие учёных. А что касается тех, в неверии которых существует разногласие, то не говорится - за не вынесение такфира - что становится кафиром (кто не вынес им такфир), или не причисляется к мусульманам. Иначе, из этого вытекало бы вынесение такфира учёным мусульман, и тем кто последовал за ними из простых мусульман и не вынес им такфир. То есть, некоторые джахмиты говорили слова куфра, однако некоторые саляфы не вынесли им такфир, в таком случае не говорится что: «Тот, кто не вынес такфир кафиру сам кафир» Нет! Среди ученых существует некоторое разногласие в вопросе вынесения частного такфира в отношении некоторых джахмитов. Что же касается в общем, то есть общий такфир джахмитам, то более правильное мнение (из этого разногласия), то что джахмиты кафиры и в общем и в частности. Сам Джахм ибн Сафван кафир, и в общем и в частности. Однако ибн Теймийя передаёт от некоторых саляфов, что они не выносили частный такфир (некоторым джахмитам). Поэтому тут нельзя применять правило: «Тот, кто не выносит такфир кафиру сам кафир».
Учёные единогласны в том, что тот, кто не выносит такфир мушрикам, или сомневается в их неверии, или считает их путь правильным, или считает что их порядок (закон и т.д) более правильнее и лучше, чем руководство Аллаху
101
и Его посланника, или если ненавидит что-либо из религии, с чем пришёл пророк, мир ему и благословение, даже если и совершает это - тот кафир. Потому что у него отсутствует покорность Аллаху посредством таухида, подчинение Ему посредством служения, и проявление непричастности к ширку и мушрикам.
Кади 'Ияд сказал: «Поэтому мы выносим такфир каждому, кто исповедует какую-либо религию помимо Ислама, или останавливается в отношении них (не выносит такфир не мусульманам) или сомневается (в их неверии), или считает их путь правильным. Даже если при этом он выявляет Ислам, и убеждения Ислама», т.е. даже если убежден, что Ислам истинная религия, но говорит при этом что иудеи на истине, или что другие религии и пути ведут к тому, же к чему ведёт Ислам - эти слова считаются куфром. Поэтому Кади 'Ияд выделил, сказав: «И даже если он при этом выявляет Ислам, и убеждения Ислама, - будучи убежденным при этом что любой путь является ложным - то он кафир, по причине того, что выявил противоречие этому».
Аллах Всевышний, разъясняя куфр христиан сказал:
ْ َْ ْدَقَل َْ ْرَفَك واُ ْينِذَّال َّْ ْ الَق ََّْ ْنِإ ُْ ْاللَّ ْ ْثِالَث ةَث َ لَ ث
«Уже стали неверующими те, которые сказали: «Аллах – третий из трех [один из троицы]»» (5:73).
Аллах вынес решение о них, что они неверующие. Тот, кто скажет что они не кафиры получается считает ложным этот текст, следовательно становиться кафиром. Всевышний сказал:
ْ َْ ْدَقَل َْ ْرَفَك واُ ْينِذَّال َّْ ْ الَق ََّْ ْنِإ َْ ْاللَّ ُْ ْوُه ُْ ْيحِسَ ال م مَ ْ اب ن ر ي َ م
«Уже стали неверными те, которые сказали: «Поистине, Аллах – Мессия, сын Марьям». (5:72). Если кто-то скажет иначе (противореча слову Аллаха) станет таким же кафиром. Сказал Ибн аль Кайим: «Недозволительным является то, что когда Аллах называет какую-то личность кафиром, не называть её так», а в данном случае и имя и решение о неверие приходят вместе: «Уже стали неверными те, которые сказали: «Поистине, Аллах – Мессия, сын Марьям»». Всевышний Аллах сказал о неверие иудеев: ْ ْاَمِبَف ْ ْمِهِ ق ض َن ْ ْمُهَاقَيثِم ِْ ْمِهِ ف ر ُكَو َِّْ ْاتَآيِب اللَّ
102
«И (пало на них проклятие Аллаха) за то, что они нарушили свой завет, и были неверующими в знамения Аллаха» (4:155). Следовательно, иудеи кафиры. Аллах сказал о иудеях: ْ ْاَّمَلَو ْ ْمُهَاءَج ْ ْابَتِك ِْ ْنِم ِ َّ ْ ن د ِع ْ ْاللَّ اَ ْقِّدَصُم ْ ْ مِل واُ ْمُهَعَم ْ ْ انَكَو ُْ ْنِم َْ ْ ب ل َق ىَ ْونُحِ ف ت َ س ت َي َْ ْ لَع واُ ْينِذَّال اَّ ْ رَفَك ْ ْ مَلَف اَ ْمُهَاءَج ْ م واُ ْواُفَرَع ِْ ْ رَفَك ْ ْهِب ُْۗ َِّْ ْةَ ع ن َلَف ىَ ْاللَّ َْ ْ لَع ينِرِافَ ال ك
«К ним явилось от Аллаха Писание, подтверждающее правдивость того, что было у них. Прежде они молили о победе над неверующими. Когда же к ним явилось то, что они узнали, они отказались уверовать в него. Да пребудет проклятие Аллаха над неверующими!»(2:89) Этот аят указывает на то, что иудеи кафиры. Пришли прямые тексты, указывающие на неверие иудеев и христиан. Пришло единогласие на это. Этот вопрос известен из религии по необходимости. Тот же, кто спорит в этом вопросе, впадает в неверие. Это и имел в виду шейх Мухаммад ибн Абдулваххаб в данном пункте.
Аллах сказал:
ْ ِْ ْنَمَو َْ ْغَ ب ت َي ِْ ْ ي ر َغ م َ اا ْ س ل ِ الْ ْ ْينِد َْ ْنَلَف ُْ ْلَ ق ب ُي َْ ْ ن ه ِم يِ ْوُهَو ِْ ْ ف َْ ْةَرِ الْ خ َْ ْنِم ينِرِاسَ ال خ
«От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон». (3:85). Сказал шейху ль ислам ибн Теймийя относительно данного аята: «Это указывает на то, что любой, кто исповедует не Ислам, его деяния не будут приняты, и в Ахирате он окажется в убытке. Этот аят указывает на обязательность исповедания Ислама, и на ложность всего остального. Передаётся от Абу Хурайра, от пророка, мир ему и благословение: ُْ ْيِذَّالَو ْ ْ ف س َن ،ِ ْدَّمَحُم َْْ هِدَيِب ُْ ْل يِ ْعَ س م َي ، ْلْالأمةْهذهْمنْأحدْ ب َْ ْ يِودُهَي َْ ْلَو ، ص ر َن َّْ ْ يِان ُْ ْمُث ْ ْوتُمَي ْ ْمَلَو نِ م يِ ْ ؤُي ْ ذَّالِب ُْ ِْ ْ ل ت ِ ر س ُأ َّْ ْهِب َْ ْلِإ ْ ْكان ِْ ْنِم النارْابَ ص ح َ أ
«Клянусь Тем, в Чьей Длани душа Мухаммада! Если кто-либо из этой общины, будь то иудей или христианин, услышит обо мне и умрет, так и не уверовав в то, с чем я был послан, то он непременно окажется обитателем Огня». «Муслим, 153». Ан Навави в «шарх Муслима» сказал: Слова пророка: «Если кто-либо из этой общины», т.е. тот, кто был в моё время (время пророка) и после меня до судного Дня. Постановление общее, шариат установлен до конца дней земных, и подходит в любое время и для любого места. Это указывает на то, что такие убеждения касательно иудеев и
103
христиан будут до судного Дня (т.е. убеждение в том, что они кафиры). Каждый из людей писания обязан был войти под подчинение пророка. Пророк упомянул лишь иудеев и христиан (помимо остальных мушриков, кафиров) предупреждая о том, что все остальные в таком же положении. Потому что иудеи и христиане являются представителями людей Писания, а раз их положение таково, вместе с тем, что у них есть Писание, то положение остальных, у кого нет Писания, тем более (будет таковым). А Аллаху ведомо лучше.
Ибн Теймийя сказал: «Тот, кто не признал внутренне и внешне то, что Аллах не примет иную религию, помимо Ислама, тот не мусульманин. Тот, кто не принял что после послания Мухаммада, мусульманином может быть только тот, кто уверовал в него и последовал за ним внутренне и внешне. Тот, кто не считает запретным исповедание религии иудеев и христиан после послания пророка, мир ему и благословение, и более того, кто не выносит им такфир, не проявляет к ним ненависти, тот не является мусульманином.
В книге «аль Иктида…» ибн Теймийя сказал: «Слова говорящего: «Объект поклонения один, а пути разные», и тому подобные слова и поступки содержащие (указание на) то, что религия которая отменена и заменена, будь то иудеев и христиан, приводит к Аллаху, или считать хорошим что-то что противоречит религии Аллаха, или исповедание чего-либо из этого (ложных религий) и т.д., все это является проявлением неверия в Аллаха, Его посланника, в Коран, в Ислам, без какого либо разногласия. Это даёт понять тебе полноценность положений шариата ханифия (единобожия) и некоторых постановлений вмененных Аллахом посланнику, мир ему и благословение, требующих отличаться от неверных, во всех делах, чтобы это отличие было явлением, отделяющим от дурного, отдаляющим от того, в чем погрязли люди. Так же, он сказал: «Они заявляют что они мусульмане, но возвеличивают при этом этих кафиров, отдавая им предпочтение над религией мусульман, подчиняясь им больше чем подчиняются Аллаху и Его посланнику, проявляя к ним дружбу больше, чем к верующим. При вынесении решения обращаются к их старейшинам, которые выносят им решения времён джахилии, а не обращаются за решением Аллаха и Его посланника. Так же их верховные министры и другие ставят религию Ислам на одном уровне с иудаизмом и христианством, заявляя при этом, что это все пути, ведущие к Аллаху, подобно четырём мазхабам у мусульман. Далее, из
104
них есть те, кто отдаёт предпочтение религии иудеев или христиан, так же есть и те, кто отдает предпочтение Исламу, (признавая при этом и другие религии). Это мнение распространилось у них, даже среди их учёных и абидов (усердно поклоняющихся), особенно у джахмитов. На них оказало сильное влияние философия. Это является мазхабом многих философов, или большинства из них. На этих воззрениях многие христиане, или большинство из них, так же и иудеи. Есть среди них и те, кто пошел ещё дальше в ересь. И я видел то, о чем места не хватит рассказать. Известно из религии по необходимости, согласно единогласию мусульман то, что если кто-либо допускает исповедания какой-либо религии помимо Ислама, или допускает следовать какому-либо другому шариату, помимо шариата Мухаммада, мир ему и благословение, то он кафир, и это подобно куфру тех, кто уверовал в часть Писания и не уверовал в другую часть. Как сказал Аллах Всевышний:
َّْ َْ ْنِإ َْ ْينِذَّال ِ َّ ْونُرُ ك ف َي ِْ ْاللَِّب َْ ْهِلُسُرَو ْ ْونُيدِرُيَو واُ ْنَأ َْ ْ قِّرَفُي ِ َّ ْ ي ن َب ِْ ْاللَّ َْ ْهِلُسُرَو ُْ ْونُولُقَيَو نِ م ْ ْ ؤُن ُْ ْ ع ض َبِب ْ ْرُ ك ف َنَو ْ ع ض َبِب َْ ْ ْونُيدِرُيَو واُ ْنَأ َْ ْ ذِخَّتَي َْ ْ ي ن َب كِلَ ْا ْ ذ َْ ْيلِبَس ُْ ْكِئَ ولُأ َْ ْمُه ااّ ْونُرِافَ ال ك ْ ْ قَح اَ ۗ َْ ْ د ن َ ع ت َأَو اا ْينِرِافَ ل كِل اا ْ ابَذَع ينِهُ م
«Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», - и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения» (4:150-151). Этот аят относится к иудеям и христианам, а так же к философам которые веруют в часть Писания и не веруют в другую часть. Следовательно, тот, кто не выносит такфир мушрикам, или сомневается в их неверии, или считает их путь правильным, становится кафиром». Это единогласное мнение, как об этом сказал шейху ль Ислам ибн Теймийя да помилует его Аллах.
Все эти пункты нарушающие Ислам, ясные, разъясненные и установлены по единогласию. Однако они в данном случае нуждаются в подкреплении доводами, так же нуждаются в конкретизации со стороны слов учёных, в соответствии с пониманием Корана и Сунны, ранее мы говорили о первом пункте – «Ширк в поклонении Аллаху», так же и о втором - «Установление посредников между творениями и Господом», что является куфром по единогласию, как на это указывают тексты. Третий пункт связан со значением таухида заключающегося в проявлении непричастности к ширку и мушрикам.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1