Но наиболее известен Константин Васильев как автор многочисленных
работ на темы древнерусских былин, славянской мифологии и древних
европейских эпосов.
Здесь художник за свою короткую жизнь сумел создать не только
множество потрясающих художественных произведений, но и свой
неповторимый "фирменный", если угодно, васильевский стиль, который
нисколько не застыл в его картинах после смерти художника, а получил
свое развитие и продолжение в работах ценителей таланта Васильева,
творящих в настоящее время замечательные произведения искусства в данном направлении.
Сам же Константин Васильев, создавая один шедевр за другим, и всё больше оттачивая свое мастерство, продолжал искать себя. Художник не прекращал искать способы выражения музыки своей души на холсте, и это ему удавалось. Он создает замечательные образы древних русичей, необычайно точно отражая архетипы мужчин и женщин нашего народа. Так появляются великолепные картины "Жница" с изображением прекрасной юной девушки, прислонившейся к стройной березке, дабы отдохнуть от тяжелого труда, но в ее бездонных глазах читается отнюдь не усталость, в них заключена душа русских женщин, жен и матерей, а когда надо — и суровых воительниц,
способных защищать свою землю; "Русский витязь", с изображением князя Вольги. Во взгляде его нет агрессии, нет безумия завоевателя. Но есть спокойная и холодная уверенность в том, что если надо, любой враг будет разбит и не только изгнан за пределы земли русской, но и загнан в свое собственное логово, где будет раздавлен. Князь ровно такой, каким должен быть князь — тверд, как скала, и спокоен.
Он как суровый северный бог: когда надо — добр, когда надо — суров и
непреклонен. Это, на самом деле, очень точное отражение еще одного
древнего смысла славянского миропонимания, которое можно кратко описать как "мера и равновесие". Всего должно быть в меру, столько, сколько нужно. Недаром само слово "зло" раньше произносилось как "зело".
Значение слова "зело" еще окончательно не забыто, хоть и стало сейчас архаизмом. Еще можно увидеть иногда в каких-нибудь старых русских текстах слова "зело мудро", "зело красиво". Мы понимаем, что здесь слово "зело" значит "очень", "чересчур".
И тогда становится понятным значение слова "зло" — слишком, очень, чересчур, выходит за границы.
Ведь действительно, любое качество, когда его становится "слишком",
начинает вредить. Так и во всем, особенно в людях, если нарушается
равновесие, то и слишком много сделанного добра может послужить с
точностью до наоборот.
Так и в силах природы, которые наделяли божественными качествами наши древние славянские предки.
Разбирался ли сам художник в таких глубинах и тонкостях славянского
миропонимания? Мы сейчас сказать не можем, тем более что в те годы, в эпоху воинствующего атеизма и с церквями-то были проблемы, где уж тут рассуждения о такой старине. Но одно мы можем сказать точно, Васильев это понимал интуитивно. Он это чувствовал и знал. Иначе не создавались бы им такие картины как "Свентовит", "Валькирия над поверженным воином".
Ну и, конечно же, самая известная и, что печально, самая последняя
картина художника "Человек и филин"
Многие ценители творчества художника считают эту картину последним
посланием Константина Васильева потомкам, своего рода философским итогом работы мастера.
Неслучайно именно этот образ старца со свечой был взят за основу
писателем Сергеем Алексеевым при описании образа верховного
волхва-хранителя древних сокровищ Аденона.
Вообще, толкование полотен может, конечно, быть разным в зависимости от полноты их постижения.
По мнению исследователей в облике старца художник попытался
представить волхва, хранящего для потомков мудрость человеческого опыта предыдущих поколений.
В руке его свеча как символ душевного огня, ровного и негасимого,
способного постичь весь мир через постижение самого себя в том числе. В глазах старца все та же древняя духовная уверенность, стойкость и верность.
В другой руке его плеть, которую он держит над головой, как символ
воздаяния за неправедность, ибо без самоограничения непостижима истина.
На руке сидит филин. Изображение совы или филина у многих народов всегда было символом мудрости, ясности ума и беспристрастного видения мира.
Филин — птица, которая все видит даже под покровом ночи, в глубинном мистическом смысле это — всевидящее око космоса, абсолютной идеи, вселенной, Бога.
Око, которое сурово, но справедливо, которое видит и, если надо,
направляет, в том числе и плетью. Но это и тот верстовой столб, на
который можно ориентироваться на пути к вечности.
После окончания работы над картиной Васильев сказал матери: "Я теперь понял, что надо писать и как надо писать".
Сказано это было с такой внутренней силой, мощной, но при этом
пугающей. Казалось, эта сила была внушена художнику извне специально для создания именно этого полотна.
Через несколько дней Константина Васильева не стало...
Погиб художник при весьма странных и загадочных обстоятельствах.
Официальная версия — был сбит вместе с другом на железнодорожном
переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года.
Родственники и друзья Константина Алексеевича ни на минуту не
поверили в официальную версию. Налицо было слишком много непонятных совпадений, связанных с его смертью. Многие ценители творчества Васильева и сейчас выдвигают конспирологические теории о том, что художник был устранен некоторыми силами, ибо своим талантом он многим мешал, как и Сергей Есенин в свое время.
Несчастье это потрясло многих. Похоронили Константина Алексеевича в березовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать.
Будучи непризнанным при жизни, Васильев работал, как одержимый,
возможно он чувствовал, как чувствовали многие великие люди, что путь его на этой земле не будет долгим. Но в любом случае, художник всегда остается живым, пока живы его картины.
Сложная судьба и у музея великого художника, который находится в г.
Москве. Много раз его пытались выкинуть на улицу, ввиду того, что место, на котором находится музей, является лакомым куском для бизнеса. Ну а людям, которые на первое место ставят деньги, картины, да и любая культура вообще, ни к чему. В конце концов музей был почти уничтожен, ночью обложен покрышками, облит бензином и подожжен. Однако на деньги простых русских людей, поклонников творчества великого мастера, музей был восстановлен и сейчас радушно приглашает всех желающих погрузиться в мир картин Константина Алексеевича Васильева.
Комментарии 83
А остальное , что пишут то художнике и о картинах , я поддерживаю , всем спасибо .Картины сильные с внутренней работой души ....
одиноким лицом обернувшись к лесному царю, -
обращаюсь к природе от лица треугольных домов:
кто там скачет один, освещенный царицей холмов?
Но еловая готика русских равнин поглощает ответ,
из распахнутых окон бьет прекрасный рояль, разливается свет,
кто-то скачет в холмах, освещенный луной, возле самых небес,
по застывшей траве, мимо черных кустов. Приближается лес.
Иосиф Бродский "Лесная баллада", 1962Так сложилось, что в 1949 году Васильевы поселились в селе Васильево неподалеку от Казани. Семье достался просторный дом с небольшим земельным участком под огород. Необыкновенно красивые места поразили ребёнка: дремучие леса, высокие обрывы Волги, просторы, захватывающие дух. Глава семьи - заядлый рыбак - всякий раз берёт мальчика с собой в походы, где ребёнок жадно впитывает великолепие пейзажей....Художник продолжает жить в окружении необычайно красивых просторов Татарии, где мощная Волга встречает спокойную Свиягу...ЕщёКто там скачет, кто мчится под хладною мглой, говорю,
одиноким лицом обернувшись к лесному царю, -
обращаюсь к природе от лица треугольных домов:
кто там скачет один, освещенный царицей холмов?
Но еловая готика русских равнин поглощает ответ,
из распахнутых окон бьет прекрасный рояль, разливается свет,
кто-то скачет в холмах, освещенный луной, возле самых небес,
по застывшей траве, мимо черных кустов. Приближается лес.
Иосиф Бродский "Лесная баллада", 1962Так сложилось, что в 1949 году Васильевы поселились в селе Васильево неподалеку от Казани. Семье достался просторный дом с небольшим земельным участком под огород. Необыкновенно красивые места поразили ребёнка: дремучие леса, высокие обрывы Волги, просторы, захватывающие дух. Глава семьи - заядлый рыбак - всякий раз берёт мальчика с собой в походы, где ребёнок жадно впитывает великолепие пейзажей....Художник продолжает жить в окружении необычайно красивых просторов Татарии, где мощная Волга встречает спокойную Свиягу. Эти места отражаются на его полотнах, множество пейзажей вышли из-под кисти Константина Васильева: "Свияжск", "Над Волгой", "Берег". Выполненные в реалистичной манере, они несут всё же оттенок сказочности, загадочности....Константина Васильева похоронили в берёзовой роще, в месте, где он так любил гулять, где с детства открывал он для себя мир красоты и гармонии...Нелепая смерть всегда застает врасплох, но память о творце живет в его творениях. В народной памяти художник навсегда остался тем самым героем-победителем на поле духовной брани, со своих символичных полотен.(ИЗ ИНТЕРНЕТА).Извините ,что ответила за Татьяну,но для себя самой тоже хотелось выяснить ,где похоронен талантливый художник,судя по статье недалеко от Казани( точнее в селе Васильево).