«У традиционного татарского костюма планка закрывает пуговицы, а его правая сторона должна запахиваться на левую, воспроизводя положение рук молящегося мусульманина», — объясняют портные отличие традиционного татарского костюма от входящего в моду в среде татарстанских чиновников. Историки подтверждают, что татарский воротник-стойка имел собственное происхождение, но нынешняя реинкарнация татарского национального сюртука, к сожалению, не столь самобытна
Не всякое начинание на поприще возрождения национальных традиций оканчивается успешно, но возрождение татарского мужского костюма, что называется, зашло, так как пример подает президент республики Рустам Минниханов.
Новомодные татарские деловые костюмы уже два года шьет индивидуальный предприниматель Алмаз Ахметзянов. «Сначала мы шили более удлиненные варианты, а потом появилась мода на короткие. Сейчас под заказ делаем где-то три таких костюма в неделю», — рассказал он.
При этом бизнесмен отметил, что татарстанские VIР'ы скорее носят популярный в Китае костюм «мандарин», чем татарский мужской сюртук начала XX века, и предложил убедиться в этом на AliExpress. На сайте действительно легко найти же костюмы, как на татарстанских VIР'ах, — по крайней мере очень похожие. У традиционного татарского костюма, пояснил Ахметзянов, планка закрывает пуговицы так, что они не видны.
Цена костюма в ателье Ахметзянова зависит от материала и мастера и может варьироваться от 20 тыс. до 100 тыс. рублей. Самые дорогие костюмы шьются из итальянской шерсти, затем идут недорогие, но качественные турецкие ткани, а самые дешевые костюмы изготавливаются из китайской фабричной ткани с высокой долей синтетики. В Казани такие костюмы шьют 5–6 ателье, сообщил бизнесмен. Их покупают чиновники и бизнесмены, но, как признался сам Ахметзянов, у него нет клиентов высшего уровня. Кто же обшивает татарстанских VIР'ов?
Высший эшелон татарстанских чиновников и депутатов — кроме Минниханова — одевает в татарские френчи ателье BURO BANU. Возможно, секрет успеха в том, что один из учредителей фирмы — Гульнара Хамаева, которую наши собеседники называют дочерью депутата Госсовета РТ Азата Хамаева. Так или иначе дела у фирмы идут хорошо — заказов на татарские френчи очень много.
В BURO BANU заказывают френчи и государственный советник РТ Минтимер Шаймиев, и заместитель председателя Госсовета РТ Марат Ахметов, и многие другие депутаты и чиновники. А совсем недавно здесь отшили сюртук на никах Тагиру Метшину — сыну мэра Казани Ильсура Метшина.
Дизайнер подтвердила, что такой же френч очень популярен в Китае и практически ничем от татарского сюртука не отличается. А воротник-стойка среди дизайнеров одежды вообще давно уже называется «воротник Мао» — увы, не «воротник Тукая». Стоят френчи работы BURO BANU от 45 тыс. до 140 тыс. рублей — здесь также все зависит от используемой ткани. Спрос на такие костюмы, по словам Шайхи, постоянно растет.
Заслуженный работник культуры Татарстана, модельер-конструктор Руслан Габов обращает внимание, что традиционный татарский костюм — это одежда прежде всего татарской городской буржуазии, часто посещавшей Европу. Но это вовсе не означает, что татарский костюм происходит от европейского сюртука. Тем более, несмотря на внешнее сходство, нельзя говорить об аналогии с китайским френчем, поскольку у татарского костюма есть достоверное происхождение от казакина с воротником-стойкой. Модельер также отметил, что татарский костюм, согласно традициям ислама, был длиннее современного, мог быть двубортным, а также застегиваться справа налево.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев