В июне россиян ожидает три выходных подряд в связи с празднованием Дня России. Кто-то собирается провести эти дни дома, кому-то в летнюю пору милее дача. На мой же взгляд, это самое подходящее время для небольшого путешествия, причем по местам, которые тесным образом связаны с героической историей и культурой нашего государства.
Предлагаю свой уже опробованный на практике план трехдневной поездки на запад от столицы — сначала по трассе М-1 "Беларусь" до Смоленска, потом мы переберемся на Новорижское шоссе, заехав на родину Юрия Никулина, и на обратном пути в Москву посетим старинный город Старицу. Я бы еще рекомендовал остановиться по дороге у мемориала Советскому солдату, что открыли в прошлом году у Ржева, — действительно впечатляет. Этот маршрут сложился у меня в чуть более 1 тыс. км. Впрочем, это могут быть и отдельные поездки, рассчитанные на один-два дня. Решайте сами.
В качестве средства передвижения я традиционно выбираю автомобиль, ведь это максимальная свобода в выборе маршрута и графика движения. Кроме того, это обойдется дешевле, если вы путешествуете компанией. За бензин, потраченный на этом маршруте, я заплатил чуть меньше 4 тыс. рублей. Если разделить на четырех человек (водитель и три пассажира) — получается вполне бюджетно. Конечно, к этой сумме можно условно прибавить стоимость расходников в будущем (масло, тормозные колодки и так далее), но все же это траты не в условиях одной поездки.
Тем не менее до Смоленска, например, стабильно ходят поезда (как обычные, так и скоростные), автобусы доставят вас до всех пунктов мною предлагаемого маршрута.
Дорогая М-1: справляемся с пробками на выезде
В путь на запад страны мы отправились по М-1 "Беларусь" (также Минское шоссе, или Минка). Именно эта трасса некогда стала первой полностью асфальтированной дорогой в нашем государстве. За свою более чем 80-летнюю историю она претерпела многие изменения, например, в годы Великой Отечественной войны была полностью разрушена, затем восстановлена; несколько раз ее реконструировали — сейчас также идет поэтапная реконструкция головного, самого загруженного участка в Московской области — до 86-го км (пересечение с большой бетонкой А-108 у Дорохово). Там построят две современные развязки (ориентировочный срок сдачи через два года).
При выезде из столицы всегда нужно учитывать один момент — время старта. Желательно, чтобы это не был вечер пятницы или предпраздничного дня, а также утро субботы, когда из города устремляются караваны дачников. В эти периоды можно гарантированно предсказать пробку на участке от МКАД — у примыкания Можайского шоссе, у Баковки и дальше. Здесь самый плотный транспортный поток и самая плотная застройка с обеих сторон шоссе, с массой разных въездов-выездов и светофоров.
Но этот участок можно объехать. Сначала двигайтесь по Северному обходу Одинцово: современная скоростная трасса идет от Молодогвардейской развязки на МКАДе и выходит на трассу за Лесным городком. Дорогу длиной 19,5 км проедете за каких-то 10–15 минут, правда, придется заплатить, и недешево: в дневное время — 450 рублей (ночью дешевле). С транспондером компании "Главная дорога" проезд обойдется примерно в 280 рублей. Наиболее распространенный транспондер T-pass скидок не дает, но все же вы проедете без остановки, поэтому я советую не пренебрегать современными технологиями.
Дальше — еще один скоростной и платный участок: от 33-го до 66-го км (примерно от деревни Ликино и до Кубинки). Здесь оплата более щадящая: 100–120 рублей (в зависимости от дня недели) за весь участок (прямых скидок нет, но действует накопительная система).
Существует и бесплатный объезд — по Можайскому шоссе. Но его я рекомендовать не берусь, так как там почти всегда днем есть пробки, установлено множество светофоров, пешеходных переходов и так далее.
Кстати, справа и слева от скоростной дороги имеется по две бесплатные полосы, но уточню, что это отнюдь не дублеры Минского шоссе. Они предназначены для заезда к разным населенным пунктам и садовым товариществам, расположенным вдоль платного участка. Объехать с их помощью платку практически невозможно.
М-1 представляет собой современное российское шоссе без излишеств; скорость ограничена 90 км/ч; по пути встречается очень много населенных пунктов; установлено немало камер видеофиксации. При этом вдоль магистрали найдете много разных объектов инфраструктуры: АЗС, кафе, мотели, автомойки, автосервисы, магазины и так далее. Так что перед отправкой в Смоленск советую позаботиться заранее разве что о бронировании жилья — это весьма популярный среди туристов город. Тем не менее предложений много на любой вкус (и кошелек).
Город-крепость: что смотреть в Смоленске и его окрестностях
Смоленск — один из немногих городов России, чей возраст давно перешагнул тысячелетний рубеж. По сути это город-крепость, который заслужил звание "западного щита России". В наши дни это административный, культурный и промышленный центр региона, раскинувшийся на обоих берегах Днепра.
Прогулку по городу стоит начать с южной стороны, с Заднепровского района, где недалеко от железнодорожного вокзала прячется церковь Петра и Павла из красного кирпича. Она построена в 1146 году, то есть относится к домонгольскому периоду. Подобных построек в России сохранилось совсем немного, но в Смоленске есть еще два храма того времени.
Нет комментариев