Декорации Роллера
В 1830 гг. итальянские живописцы были заменены немцем, создавшим эпоху в нашем театральном монтировочном искусстве, человеком, которого называли „магом и волшебником" театра, известным декоратором, собственно машинистом-декоратором Роллером (работал у нас 1833 —1879 г.). <…>
Роллер был немцем, очень мало знавшим наш национальный быт, и в тех случаях, когда ему приходилось давать декорации для спектаклей русских по содержанию, он трактовал их чрезвычайно условно.
Это сказывается на его декорациях, изображающих, например, русскую деревню для балета Конек-Горбунок (1864 г.): русские избы оказались похожими на швейцарские. Не менее характерны декорации 1842 г. к первой постановке оперы Руслан и Людмила. Их всего 9. Особо замечательны первая и последняя. Первая названа „банкетной залой"; написана она в романо-готическом стиле. Последняя представляет собою вид на Киев, и перед нами вдали вырисовываются готические постройки — кирхи, ратуша и жилые дома. Даже в свое время эти декорации вызвали массу нареканий.
Декорации Роллера, вообще, театрально условны. В них нет ни стиля, ни эпохи, ни этнографии, т.-е. есть и то и другое, но все это в настолько обобщенном и приукрашенном виде, что, поистине, декорации одной постановки годились для любой другой.
Впрочем, пьесы того времени в большинстве случаев иного и не требовали. Краски Роллера — конфектные, приятные и веселенькие, и в миниатюре любое сооружение напоминает бомбоньерку. Роллер был по существу и раньше всего театральным машинистом. Как машинист, он прекрасно знал все устройство и оборудование театра и все возможности пользования освещением. В его подводном царстве в Коньке-Горбунке все рыбы и раковины двигались, и глаза у них светились; он прекрасно пользовался тюлем, опуская его перед глазами зрителей иногда в несколько рядов и т. д. С Роллера начинается у нас и пользование двухэтажной сценой, т.-е. установка пратикаблей, станков.
Нет комментариев