Недавно я была в гостях у друзей в загородном доме. Погода «словно шептала» и друзья пригласили несколько семей с детьми. Мы играли в футбол, жарили шашлыки и много общались. К вечеру детям стало скучно в компании взрослых, и они забрались на чердак.
Мне было безумно интересно, что они там делают, и я решила их попроведать. На чердаке был выключен свет. Дети сидели в темноте, укутанные одеялом. Был слышен голос 12-летней Кати, которая эмоционально рассказывала о пиковой даме, привидениях и инопланетных существах. Я присоединилась и внимательно вкушала услышанное, ну, а так же наблюдала за ребятами.
«Ребята, – решила спросить я, - а почему вы с таким удовольствием смотрите ужастики и так трясетесь, слушая страшилки из уст друг друга»?
Дети мне объяснили все просто: «Дело в том, что когда ты смотришь фильмы, ты заранее знаешь, что играют актеры и это неправда. А вот слушая страшилки, которые пережила в реальности лучшая подруга – это очень страшно. Ведь со мной это может тоже
...Ещё
Недавно я была в гостях у друзей в загородном доме. Погода «словно шептала» и друзья пригласили несколько семей с детьми. Мы играли в футбол, жарили шашлыки и много общались. К вечеру детям стало скучно в компании взрослых, и они забрались на чердак.
Мне было безумно интересно, что они там делают, и я решила их попроведать. На чердаке был выключен свет. Дети сидели в темноте, укутанные одеялом. Был слышен голос 12-летней Кати, которая эмоционально рассказывала о пиковой даме, привидениях и инопланетных существах. Я присоединилась и внимательно вкушала услышанное, ну, а так же наблюдала за ребятами.
«Ребята, – решила спросить я, - а почему вы с таким удовольствием смотрите ужастики и так трясетесь, слушая страшилки из уст друг друга»?
Дети мне объяснили все просто: «Дело в том, что когда ты смотришь фильмы, ты заранее знаешь, что играют актеры и это неправда. А вот слушая страшилки, которые пережила в реальности лучшая подруга – это очень страшно. Ведь со мной это может тоже произойти».
Откуда берутся страхи? Разберемся в природе возникновения страхов поподробнее.
Травмирующий личный опыт. Есть страхи, основанные на собственном опыте ребенка: малыш, которого укусила собака, начинает бояться собак. Ребенок, который упал с качелей, может бояться качаться на них всю оставшуюся жизнь. А ребенок, попавший в автокатастрофу, постарается избегать езды на машинах и автобусах.
Страх незнакомца. Страх на незнакомых людей проявляется у детей в 8-11 месяцев. Это связано с формированием привязанности, ребенок хорошо знает папу, маму, бабушку, деда и боится их потерять. То же может произойти и на прогулке, если мама долго с кем-то беседует. Если близкие люди адекватно реагируют на крик ребенка и могут его утешить, прижать к себе (обеспечить безопасность), то постепенно эта реакция на чужих людей исчезнет. Ребенку станет интересно: « Кто это? Зачем пришел? Что хочет?»
Страх, внушенный взрослыми. «Не ходи гулять один – потеряешься!» «Не перебегай через дорогу – под машину попадешь!» «Я тебе сто раз говорила: не бегай, упадешь, ручку или ножку сломаешь!» Родители сами не замечают, как свои собственные страхи и негативные установки перекладывают на слабенькие плечи детишек. Дети, как губка, впитывают опасения взрослых и начинают сильно тревожиться и переживать. Некоторые, сами того не понимая, делают то, что запрещают родители. И потом уже боятся не столько нравоучений, сколько реакции родителя.
Страх разлуки с мамой. Совершенно особое место среди детских страхов занимает страх разлуки с мамой. Ведь мама для двух-трехлетнего ребенка – это целый мир, источник чувства безопасности. Расстаться с ней – значит оказаться перед лицом многочисленных опасностей, бороться с которыми малыш еще не готов.
Страх, возникающий из неблагоприятной семейной атмосферы. Больше подвержены страхам дети, чьи родители часто ссорятся. Ребенок не может сделать так, чтобы мама и папа помирились, он чувствует себя беспомощным, а часто и виноватым (если ссорятся из-за него). А чувства беспомощности и вины очень часто перерождаются в чувство страха…
Страх, порожденный чрезмерной родительской опекой. Детские страхи порождает и чрезмерная родительская опека. Ребенку, растущему в тепличных условиях, очень трудно потом приспособиться к жизни без "защитного скафандра", и ему везде начинают мерещиться опасности, а на этой основе возникают страхи. Лишение ребенка возможности познавать мир путем п
...Ещё
Страх разлуки с мамой. Совершенно особое место среди детских страхов занимает страх разлуки с мамой. Ведь мама для двух-трехлетнего ребенка – это целый мир, источник чувства безопасности. Расстаться с ней – значит оказаться перед лицом многочисленных опасностей, бороться с которыми малыш еще не готов.
Страх, возникающий из неблагоприятной семейной атмосферы. Больше подвержены страхам дети, чьи родители часто ссорятся. Ребенок не может сделать так, чтобы мама и папа помирились, он чувствует себя беспомощным, а часто и виноватым (если ссорятся из-за него). А чувства беспомощности и вины очень часто перерождаются в чувство страха…
Страх, порожденный чрезмерной родительской опекой. Детские страхи порождает и чрезмерная родительская опека. Ребенку, растущему в тепличных условиях, очень трудно потом приспособиться к жизни без "защитного скафандра", и ему везде начинают мерещиться опасности, а на этой основе возникают страхи. Лишение ребенка возможности познавать мир путем проб и ошибок, стремление помочь ребенку, а порой и сделать за него, способствуют появлению страхов. Больше всего страхов возникает в возрасте 7 лет у детей, воспитывавшихся дома. Особенно у единственных детей. В школе они впервые начинают постигать сложную науку общения с другими детьми и взрослыми, причем в такой ситуации, когда рядом нет привычных опекунов.
Страх, порожденный безразличием и невниманием родителей. Безразличие и невнимание к ребенку порождает не меньше детских страхов, чем чрезмерная опека. Это происходит особенно часто в семьях, где ребенка "не ждали" и не были к нему готовы. Или ждали мальчика, а родилась девочка. Предоставленный себе, лишенный эмоционального приятия, ребенок многое понимает не так, а многого не понимает вообще. Он начинает бояться всего подряд, поскольку живет в каком-то виртуальном мире, который сам себе нафантазировал. Такой ребенок не научился общаться с другими детьми и взрослыми. Домашний ребенок боится школы, потому что к ней психологически не готов.
Страх, связанный с неправильным общением родителей. Еще один источник страхов напрямую связан с тем, как родители обращаются с ребенком. Если мы частенько кричим на ребенка, а он не в состоянии понять свою вину, постепенно в его душе зарождается враждебность к нам, а в итоге страх.
Возникновение страхов у мальчика нередко бывает связано и со стремлением отца вырастить из него "настоящего мужчину". При этом почему-то подразумевается, что настоящий мужчина ничего не боится. Хотя на самом деле абсолютное отсутствие чувства страха наблюдается только у людей с психическими отклонениями. У всех остальных благодаря страху включается инстинкт самосохранения, и это способствует нормальному развитию. Более того, если бы люди не действовали вопреки страху, они бы никогда ничего не достигли. Поэтому отец, который ведет себя с сыном как командир, считая, что тот обязан выполнять все, что он скажет, как раз и вызывает у ребенка нездоровые страхи. Ведь сыну хочется, чтобы отец был им доволен. В результате он начинает бояться быть самим собой и становится "маленьким старичком", лишенным непосредственности, не показывающим своих эмоций. Эмоции у него подменяются логическими "взрослыми" рассуждениями.
Страх несоответствия тоже закладывается с ран
...Ещё
Возникновение страхов у мальчика нередко бывает связано и со стремлением отца вырастить из него "настоящего мужчину". При этом почему-то подразумевается, что настоящий мужчина ничего не боится. Хотя на самом деле абсолютное отсутствие чувства страха наблюдается только у людей с психическими отклонениями. У всех остальных благодаря страху включается инстинкт самосохранения, и это способствует нормальному развитию. Более того, если бы люди не действовали вопреки страху, они бы никогда ничего не достигли. Поэтому отец, который ведет себя с сыном как командир, считая, что тот обязан выполнять все, что он скажет, как раз и вызывает у ребенка нездоровые страхи. Ведь сыну хочется, чтобы отец был им доволен. В результате он начинает бояться быть самим собой и становится "маленьким старичком", лишенным непосредственности, не показывающим своих эмоций. Эмоции у него подменяются логическими "взрослыми" рассуждениями.
Страх несоответствия тоже закладывается с раннего детства. Нередко мы, родители, сами того не замечая, из лучших побуждений внушаем ребенку мысль о том, что он не такой, каким должен быть. Поскольку родительский авторитет для ребенка - истина в последней инстанции, он начинает изо всех сил стремиться к "совершенству". Но ведь ребенок может быть абсолютно не таким, каким нам хотелось бы его видеть! И тогда он пытается подстраиваться под наш идеал, теряя собственную индивидуальность, отказываясь от себя. Он постоянно боится не угодить нам, разочаровать нас. Ему начинает казаться, что он хуже всех вокруг. Он перестает проявлять инициативу, считает себя недостойным любви, во всех неприятностях винит себя. В результате ребенок постепенно утрачивает интерес к жизни.
Страхи, нафантазированные ребенком. Это, как раз тот случай, который я описывала в начале этой статьи. Детям, как будто не хватает экстрима, живых эмоций. Они собираются своим кружком и помогают пережить новые эмоции, рассказывая страшилки про чудовищ и неопознанные объекты. Здесь страх выступает, как средство познания окружающей действительности, это защита, позволяющая избежать встречи с опасностью. Доказано, что чем больше ребенок общается со сверстниками, тем меньше у него страхов Важно различать страх естественный и страх патологический. Обычный страх длится недолго и быстро проходит: пробежала мимо собака, ушел незнакомый дядька – через минуту малыш и думать забыл о том, что он их боялся. Иное дело – страх патологический, разрушительный. Он изменяет и самочувствие, и поведение человека, даже его характер и отношения с окружающими. В этом случае имеет смысл обратиться за помощью к специалисту: врачу или детскому психологу.
Каким образом можно помочь ребенку справиться с его страхами? Старинное врачебное правило «лечи подобное подобным» здесь не годится. Оставляя ребенка в темноте, «чтобы привыкал», вы рискуете закрепить реакцию страха, сделать этот страх навязчивым. Не надо стыдить ребенка, высмеивать его страхи. Лучше попросить малыша нарисовать то, чего он боится, а потом обсудить с ним рисунок. Потом можно покормить страшное чудовище, или надеть на него бантик, или подрисовать смешное платьице, и превратить (трансформировать) страшилку в доброе существо. Назвать его смешным именем и щекотать его, чтобы ребенку весело становилось. Таким образом, страх сойдет «на нет» и исчезнет.
Можно использовать еще один игровой прием. Его мы позаимствовали из фантастического рассказа. Главный герой, увидев какого-то жуткого крокодилоподобного монстра, которого он сам же в детстве и придумал, радостно говорит: "Ты всего лишь галлюцинация, я тебя не боюсь!" На что монстр отвечает: "А я тебя съем!&
...Ещё
Каким образом можно помочь ребенку справиться с его страхами? Старинное врачебное правило «лечи подобное подобным» здесь не годится. Оставляя ребенка в темноте, «чтобы привыкал», вы рискуете закрепить реакцию страха, сделать этот страх навязчивым. Не надо стыдить ребенка, высмеивать его страхи. Лучше попросить малыша нарисовать то, чего он боится, а потом обсудить с ним рисунок. Потом можно покормить страшное чудовище, или надеть на него бантик, или подрисовать смешное платьице, и превратить (трансформировать) страшилку в доброе существо. Назвать его смешным именем и щекотать его, чтобы ребенку весело становилось. Таким образом, страх сойдет «на нет» и исчезнет.
Можно использовать еще один игровой прием. Его мы позаимствовали из фантастического рассказа. Главный герой, увидев какого-то жуткого крокодилоподобного монстра, которого он сам же в детстве и придумал, радостно говорит: "Ты всего лишь галлюцинация, я тебя не боюсь!" На что монстр отвечает: "А я тебя съем!" - и кусает его за руку. Герой с ужасом чувствует боль и видит на руке кровь. Тогда он говорит своему напарнику, что дела обстоят хуже некуда, поскольку, если его подсознание верит, что он умрет, то он действительно умрет. К счастью, ему удается вспомнить, что этого монстра можно было победить, облив водой из детского водяного пистолета. Что он и делает - и благополучно спасается. Волшебные предметы, будь то водяной пистолет или волшебная палочка, тоже могут стать незаменимыми помощниками в преодолении страха.
Больше общайтесь с ребенком, играйте, шутите. Наполняйте его время интересными занятиями. Обязательно их обсуждайте. Обнимайте почаще. Телесные прикосновения формируют сильное ощущение безопасности и спокойствие. Создавайте теплый семейный микроклимат. Давайте возможность ребенку общаться со сверстниками.
Соблюдая эти правила, вы поможете ребенку стать чуточку смелее и получить свой собственный опыт преодоления страхов.
Автор статьи: Гринкевич Кристина Игоревна - Психолог, бизнес-тренер, коуч. Заместитель директора Детского Клуба «Таленто». Руководитель направления «Выездные программы», ведущая выездных программ.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 6
Недавно я была в гостях у друзей в загородном доме. Погода «словно шептала» и друзья пригласили несколько семей с детьми. Мы играли в футбол, жарили шашлыки и много общались. К вечеру детям стало скучно в компании взрослых, и они забрались на чердак.
...ЕщёМне было безумно интересно, что они там делают, и я решила их попроведать. На чердаке был выключен свет. Дети сидели в темноте, укутанные одеялом. Был слышен голос 12-летней Кати, которая эмоционально рассказывала о пиковой даме, привидениях и инопланетных существах. Я присоединилась и внимательно вкушала услышанное, ну, а так же наблюдала за ребятами.
«Ребята, – решила спросить я, - а почему вы с таким удовольствием смотрите ужастики и так трясетесь, слушая страшилки из уст друг друга»?
Дети мне объяснили все просто: «Дело в том, что когда ты смотришь фильмы, ты заранее знаешь, что играют актеры и это неправда. А вот слушая страшилки, которые пережила в реальности лучшая подруга – это очень страшно. Ведь со мной это может тоже
Недавно я была в гостях у друзей в загородном доме. Погода «словно шептала» и друзья пригласили несколько семей с детьми. Мы играли в футбол, жарили шашлыки и много общались. К вечеру детям стало скучно в компании взрослых, и они забрались на чердак.
Мне было безумно интересно, что они там делают, и я решила их попроведать. На чердаке был выключен свет. Дети сидели в темноте, укутанные одеялом. Был слышен голос 12-летней Кати, которая эмоционально рассказывала о пиковой даме, привидениях и инопланетных существах. Я присоединилась и внимательно вкушала услышанное, ну, а так же наблюдала за ребятами.
«Ребята, – решила спросить я, - а почему вы с таким удовольствием смотрите ужастики и так трясетесь, слушая страшилки из уст друг друга»?
Дети мне объяснили все просто: «Дело в том, что когда ты смотришь фильмы, ты заранее знаешь, что играют актеры и это неправда. А вот слушая страшилки, которые пережила в реальности лучшая подруга – это очень страшно. Ведь со мной это может тоже произойти».
Откуда берутся страхи? Разберемся в природе возникновения страхов поподробнее.
Травмирующий личный опыт. Есть страхи, основанные на собственном опыте ребенка: малыш, которого укусила собака, начинает бояться собак. Ребенок, который упал с качелей, может бояться качаться на них всю оставшуюся жизнь. А ребенок, попавший в автокатастрофу, постарается избегать езды на машинах и автобусах.
Страх незнакомца. Страх на незнакомых людей проявляется у детей в 8-11 месяцев. Это связано с формированием привязанности, ребенок хорошо знает папу, маму, бабушку, деда и боится их потерять. То же может произойти и на прогулке, если мама долго с кем-то беседует. Если близкие люди адекватно реагируют на крик ребенка и могут его утешить, прижать к себе (обеспечить безопасность), то постепенно эта реакция на чужих людей исчезнет. Ребенку станет интересно: « Кто это? Зачем пришел? Что хочет?»
Страх, внушенный взрослыми.
«Не ходи гулять один – потеряешься!»
«Не перебегай через дорогу – под машину попадешь!»
«Я тебе сто раз говорила: не бегай, упадешь, ручку или ножку сломаешь!»
Родители сами не замечают, как свои собственные страхи и негативные установки перекладывают на слабенькие плечи детишек. Дети, как губка, впитывают опасения взрослых и начинают сильно тревожиться и переживать. Некоторые, сами того не понимая, делают то, что запрещают родители. И потом уже боятся не столько нравоучений, сколько реакции родителя.
Страх разлуки с мамой. Совершенно особое место среди детских страхов занимает страх разлуки с мамой. Ведь мама для двух-трехлетнего ребенка – это целый мир, источник чувства безопасности. Расстаться с ней – значит оказаться перед лицом многочисленных опасностей, бороться с которыми малыш еще не готов.
...ЕщёСтрах, возникающий из неблагоприятной семейной атмосферы. Больше подвержены страхам дети, чьи родители часто ссорятся. Ребенок не может сделать так, чтобы мама и папа помирились, он чувствует себя беспомощным, а часто и виноватым (если ссорятся из-за него). А чувства беспомощности и вины очень часто перерождаются в чувство страха…
Страх, порожденный чрезмерной родительской опекой. Детские страхи порождает и чрезмерная родительская опека. Ребенку, растущему в тепличных условиях, очень трудно потом приспособиться к жизни без "защитного скафандра", и ему везде начинают мерещиться опасности, а на этой основе возникают страхи. Лишение ребенка возможности познавать мир путем п
Страх разлуки с мамой. Совершенно особое место среди детских страхов занимает страх разлуки с мамой. Ведь мама для двух-трехлетнего ребенка – это целый мир, источник чувства безопасности. Расстаться с ней – значит оказаться перед лицом многочисленных опасностей, бороться с которыми малыш еще не готов.
Страх, возникающий из неблагоприятной семейной атмосферы. Больше подвержены страхам дети, чьи родители часто ссорятся. Ребенок не может сделать так, чтобы мама и папа помирились, он чувствует себя беспомощным, а часто и виноватым (если ссорятся из-за него). А чувства беспомощности и вины очень часто перерождаются в чувство страха…
Страх, порожденный чрезмерной родительской опекой. Детские страхи порождает и чрезмерная родительская опека. Ребенку, растущему в тепличных условиях, очень трудно потом приспособиться к жизни без "защитного скафандра", и ему везде начинают мерещиться опасности, а на этой основе возникают страхи. Лишение ребенка возможности познавать мир путем проб и ошибок, стремление помочь ребенку, а порой и сделать за него, способствуют появлению страхов.
Больше всего страхов возникает в возрасте 7 лет у детей, воспитывавшихся дома. Особенно у единственных детей. В школе они впервые начинают постигать сложную науку общения с другими детьми и взрослыми, причем в такой ситуации, когда рядом нет привычных опекунов.
Страх, порожденный безразличием и невниманием родителей. Безразличие и невнимание к ребенку порождает не меньше детских страхов, чем чрезмерная опека. Это происходит особенно часто в семьях, где ребенка "не ждали" и не были к нему готовы. Или ждали мальчика, а родилась девочка. Предоставленный себе, лишенный эмоционального приятия, ребенок многое понимает не так, а многого не понимает вообще. Он начинает бояться всего подряд, поскольку живет в каком-то виртуальном мире, который сам себе нафантазировал. Такой ребенок не научился общаться с другими детьми и взрослыми. Домашний ребенок боится школы, потому что к ней психологически не готов.
Страх, связанный с неправильным общением родителей.
Еще один источник страхов напрямую связан с тем, как родители обращаются с ребенком. Если мы частенько кричим на ребенка, а он не в состоянии понять свою вину, постепенно в его душе зарождается враждебность к нам, а в итоге страх.
Возникновение страхов у мальчика нередко бывает связано и со стремлением отца вырастить из него "настоящего мужчину". При этом почему-то подразумевается, что настоящий мужчина ничего не боится. Хотя на самом деле абсолютное отсутствие чувства страха наблюдается только у людей с психическими отклонениями. У всех остальных благодаря страху включается инстинкт самосохранения, и это способствует нормальному развитию. Более того, если бы люди не действовали вопреки страху, они бы никогда ничего не достигли. Поэтому отец, который ведет себя с сыном как командир, считая, что тот обязан выполнять все, что он скажет, как раз и вызывает у ребенка нездоровые страхи. Ведь сыну хочется, чтобы отец был им доволен. В результате он начинает бояться быть самим собой и становится "маленьким старичком", лишенным непосредственности, не показывающим своих эмоций. Эмоции у него подменяются логическими "взрослыми" рассуждениями.
...ЕщёСтрах несоответствия тоже закладывается с ран
Возникновение страхов у мальчика нередко бывает связано и со стремлением отца вырастить из него "настоящего мужчину". При этом почему-то подразумевается, что настоящий мужчина ничего не боится. Хотя на самом деле абсолютное отсутствие чувства страха наблюдается только у людей с психическими отклонениями. У всех остальных благодаря страху включается инстинкт самосохранения, и это способствует нормальному развитию. Более того, если бы люди не действовали вопреки страху, они бы никогда ничего не достигли. Поэтому отец, который ведет себя с сыном как командир, считая, что тот обязан выполнять все, что он скажет, как раз и вызывает у ребенка нездоровые страхи. Ведь сыну хочется, чтобы отец был им доволен. В результате он начинает бояться быть самим собой и становится "маленьким старичком", лишенным непосредственности, не показывающим своих эмоций. Эмоции у него подменяются логическими "взрослыми" рассуждениями.
Страх несоответствия тоже закладывается с раннего детства. Нередко мы, родители, сами того не замечая, из лучших побуждений внушаем ребенку мысль о том, что он не такой, каким должен быть. Поскольку родительский авторитет для ребенка - истина в последней инстанции, он начинает изо всех сил стремиться к "совершенству". Но ведь ребенок может быть абсолютно не таким, каким нам хотелось бы его видеть! И тогда он пытается подстраиваться под наш идеал, теряя собственную индивидуальность, отказываясь от себя. Он постоянно боится не угодить нам, разочаровать нас. Ему начинает казаться, что он хуже всех вокруг. Он перестает проявлять инициативу, считает себя недостойным любви, во всех неприятностях винит себя. В результате ребенок постепенно утрачивает интерес к жизни.
Страхи, нафантазированные ребенком. Это, как раз тот случай, который я описывала в начале этой статьи. Детям, как будто не хватает экстрима, живых эмоций. Они собираются своим кружком и помогают пережить новые эмоции, рассказывая страшилки про чудовищ и неопознанные объекты. Здесь страх выступает, как средство познания окружающей действительности, это защита, позволяющая избежать встречи с опасностью. Доказано, что чем больше ребенок общается со сверстниками, тем меньше у него страхов
Важно различать страх естественный и страх патологический.
Обычный страх длится недолго и быстро проходит: пробежала мимо собака, ушел незнакомый дядька – через минуту малыш и думать забыл о том, что он их боялся.
Иное дело – страх патологический, разрушительный. Он изменяет и самочувствие, и поведение человека, даже его характер и отношения с окружающими. В этом случае имеет смысл обратиться за помощью к специалисту: врачу или детскому психологу.
Каким образом можно помочь ребенку справиться с его страхами?
...ЕщёСтаринное врачебное правило «лечи подобное подобным» здесь не годится. Оставляя ребенка в темноте, «чтобы привыкал», вы рискуете закрепить реакцию страха, сделать этот страх навязчивым.
Не надо стыдить ребенка, высмеивать его страхи. Лучше попросить малыша нарисовать то, чего он боится, а потом обсудить с ним рисунок. Потом можно покормить страшное чудовище, или надеть на него бантик, или подрисовать смешное платьице, и превратить (трансформировать) страшилку в доброе существо. Назвать его смешным именем и щекотать его, чтобы ребенку весело становилось. Таким образом, страх сойдет «на нет» и исчезнет.
Можно использовать еще один игровой прием. Его мы позаимствовали из фантастического рассказа. Главный герой, увидев какого-то жуткого крокодилоподобного монстра, которого он сам же в детстве и придумал, радостно говорит: "Ты всего лишь галлюцинация, я тебя не боюсь!" На что монстр отвечает: "А я тебя съем!&
Каким образом можно помочь ребенку справиться с его страхами?
Старинное врачебное правило «лечи подобное подобным» здесь не годится. Оставляя ребенка в темноте, «чтобы привыкал», вы рискуете закрепить реакцию страха, сделать этот страх навязчивым.
Не надо стыдить ребенка, высмеивать его страхи. Лучше попросить малыша нарисовать то, чего он боится, а потом обсудить с ним рисунок. Потом можно покормить страшное чудовище, или надеть на него бантик, или подрисовать смешное платьице, и превратить (трансформировать) страшилку в доброе существо. Назвать его смешным именем и щекотать его, чтобы ребенку весело становилось. Таким образом, страх сойдет «на нет» и исчезнет.
Можно использовать еще один игровой прием. Его мы позаимствовали из фантастического рассказа. Главный герой, увидев какого-то жуткого крокодилоподобного монстра, которого он сам же в детстве и придумал, радостно говорит: "Ты всего лишь галлюцинация, я тебя не боюсь!" На что монстр отвечает: "А я тебя съем!" - и кусает его за руку. Герой с ужасом чувствует боль и видит на руке кровь. Тогда он говорит своему напарнику, что дела обстоят хуже некуда, поскольку, если его подсознание верит, что он умрет, то он действительно умрет. К счастью, ему удается вспомнить, что этого монстра можно было победить, облив водой из детского водяного пистолета. Что он и делает - и благополучно спасается. Волшебные предметы, будь то водяной пистолет или волшебная палочка, тоже могут стать незаменимыми помощниками в преодолении страха.
Больше общайтесь с ребенком, играйте, шутите. Наполняйте его время интересными занятиями. Обязательно их обсуждайте. Обнимайте почаще. Телесные прикосновения формируют сильное ощущение безопасности и спокойствие. Создавайте теплый семейный микроклимат. Давайте возможность ребенку общаться со сверстниками.
Соблюдая эти правила, вы поможете ребенку стать чуточку смелее и получить свой собственный опыт преодоления страхов.
Автор статьи: Гринкевич Кристина Игоревна - Психолог, бизнес-тренер, коуч. Заместитель директора Детского Клуба «Таленто». Руководитель направления «Выездные программы», ведущая выездных программ.
Запись на консультацию к психологу по тел: (343) 382-79-79, 382-79-18