28 февраля 1941 года радиограмму прислал разведчик из "Красной капеллы" Амаяк Кобулов, работавший в Берлине под псевдонимом Захар. Фото © Wikipedia
Уже 28 февраля 1941 года радиограмму прислал разведчик из "Красной капеллы" Амаяк Кобулов, работавший в Берлине под псевдонимом Захар. Он сообщал, что начальник Генштаба сухопутных войск генерал-полковник Франц Гальдер считает, что оккупация СССР будет молниеносной. Прежде всего целью немцев станет Украина — край хлеба.
Разведчики не раз доносили Сталину о надвигающемся на Европу продовольственном кризисе. Радировали о голоде в Бельгии, о карточках на продукты в Берлине, об очередях за хлебом. Решить вопрос немцы планировали за счёт Украины и украинцев. Они считали, что их наступление будет так стремительно, что СССР не успеет уничтожить ещё зелёные хлеба и урожай достанется истинным арийцам. Более того, Гальдер был уверен, что взятие Баку как источника нефти, в которой нуждался вермахт, тоже будет сверхлёгкой задачей.
10 марта 1941 года поступила радиограмма от разведчика Арвида Харнака (псевдоним Корсиканец). Он информировал Центр о мнении офицеров Генштаба Германии. Они верили, что Красная армия сможет противостоять вермахту только восемь дней, после чего произойдёт обрушение фронта и дорога на Москву будет открыта. Немцы займут Украину, СССР лишится промышленности. Представители высшей расы были уверены: до Урала они дойдут за 25 дней.
11 апреля 1941 года это подтвердил разведчик Старшина — Хайнц Шульце-Бойзен. Его источником стал офицер связи при Геринге. Он рассказал, что Гитлер опасается издержек в войне с Британией и нападёт на СССР превентивно, чтобы в случае ослабления Германии не предстать перед более сильным противником.
Сталина — в плен
В другом сообщении говорилось, что немцы надеются победить за три недели и хотят с помощью сообщников в СССР взять в плен не только Сталина, но и всё советское правительство. Полностью завершить войну они планировали к 1 сентября.
Осень 1941 года была для Гитлера особым сроком. К этому времени он уже рассчитывал захватить Украину и Донбасс и, используя их потенциал, завершить победой войну с Британией. Об этом в Центре стало известно благодаря разведке в Шанхае. Там наш резидент сумел разговорить представителя германского МИДа Путкама. Тот сообщил, что если Гитлер закончит войну с Черчиллем к осени, то вторжения в СССР не будет. Возможно, из-за этой информации Сталин решил, что войны ещё можно избежать.
Но почему немцы рассчитывали на прогулку? Из рассекреченных документов понятно лишь то, что они считали в СССР слабым звеном связь между армией и ВВС и вообще связь между частями и армиями. И действительно, у них каждый танк был укомплектован рацией, а у нас связь осуществлялась по старинке — вестовыми, телефонией. Раций в танках не было. Возможно, на уверенность нацистов повлиял и тот факт, что ни одна европейская страна не продержалась против вермахта дольше трёх месяцев. А в СССР один дом Павлова в Сталинграде столько защищался.
Уверенность испарилась
Комментарии 1