СТАНОВЛЕНИЕ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА В СЫЗРАНИ.
1. Дореволюционный период
На театральных подмостках Сызрани в конце XIX – начале XX веков выступали такие знаменитости, как Л. Собинов, братья Адельгейм, Е.Гельцер, Н.Радин. Жители города видели хороших постоянных актеров, за новыми постановками пристально следили городские газеты.
До революции Сызранский театр наравне с Симбирским был лучшим театром в губернии («Адрес-календарь Симбирской губернии на 1870 год»), и после эта традиция должна была быть продолжена.
Период с 1918 до 1943 годы сложен и в историческом, и в экономическом плане для всей России в целом. После революции 1917 года хозяйство Сызрани находилось в полном упадке. Властями города разрабатывалась программа по его восстановлению, и одним из пунктов было открытие театра. Театр имел не только большой спрос у старшего поколения горожан, но и колоссальное значение для восстановления экономики Сызрани после освобождения от белогвардейцев.
.2. Пролетарский театр
На заседании исполкома Сызранского совдепа 24 октября 1918 года одним из важнейших моментов было решение об открытии Рабоче-Крестьянского Дома с пролетарским театром. Разместился он в двухэтажном особняке бывшего городского головы Е.М. Синявского.
В газете ««Известия Сызранского совета рабочих и крестьянских депутатов» появляются сообщения об открытии пролетарского театра. В город прибыла труппа из 20 человек, набранная в Москве, костюмы и парики были также изготовлены в лучших мастерских столицы. Намечались большое количество постановок, а также общедоступные спектакли для рабочих и крестьян, специальные детские представления. Прибывшая труппа начала активно осуществлять серьезный и обширный план действий.
Уже 22 декабря был поставлен спектакль по пьесе А.Н. Островского «Василиса Мелентьева», в рецензии на который было отмечено, что это одна из лучших постановок на сызранских подмостках за последние два года. Почти в каждом номере городских газет появлялись посвященные театру короткие заметки, хоть и не всегда лестные. Рецензии тех лет, пусть критичные и требовательные, отражали заинтересованность в развитии театрального искусства в городе и оказывали поддержку труппы авторами статей.
В новом театре были сложности с репертуаром, отоплением, а также зарплатой артистам, которым приходилось много работать. Но зрители положительно встречали каждый спектакль, и это также поддерживало городское театральное искусство.
3. Любительские постановки и гастролеры
В Сызрани, кроме официально существовавших театров, очень популярны были и выездные спектакли профессиональных актеров и любителей, хотя они и не всегда отличались качеством. Из 47 номера «Известий Сызранского уездного и городского советов» удалось выяснить, что огромный резонанс среди любителей театра и музыки в городе имели проведенные 2 больших концерта певицы Людмилы Зориной и пианиста Аркадия Покрасса 15 февраля 1919 года. Также было установлено на основе материалов 18 номера «Известия Сызранского уездного и городского Советов…», что ранее в Сызрани гастролировала опера под руководством Южина, давшая 16 спектаклей.
Кроме официально существовавших театров было много любительских коллективов. В местной газете тех лет можно найти сообщения о том, что ставится спектакль учениками единой трудовой школы №2, воспитанниками детдомов, рабочей молодежью Батраков, труппой при бюро военкомов и т.д. Действительно, в городе после революции был подъём интереса к творчеству. Наряду с курсами грамоты для рабочих на фабриках и предприятиях производилась запись всех желающих обучаться музыке, танцам и драматическому искусству (42 номер «Известий…» 1918г).
4. Летний театр «Эрмитаж» и Театр рабочей молодежи
В 1923 году было построено новое здание Летнего театра в парке «Эрмитаж». Строили его из материалов старого театра, сгоревшего в 1909 году и перенесенного театра из Александровского парка (газета «Красный октябрь»).
В состав нового театра вошел сильный драматический коллектив из самарских артистов под руководством режиссера М. Сычева. Летний сезон открылся пьесой из репертуара студии Московского художественного театра. Первые постановки подтвердили ожидания местных зрителей о высокопрофессиональных представлениях и новом серьезном коллективе.
Знаменательным явлением в культурной жизни города стала организация ТРАМа – Театра рабочей молодежи. Коллектив объединил юных горожан, ранее игравших на клубной сцене – в формате «живых газет» или в драмкружках. Первое выступление состоялось 1 июля 1929г. и было хорошо принято сызранской молодежью. Артисты ездили с выступлениями по селам, участвовали в массовых шествиях и карнавалах. Эти сведения взяты из «Отчета о работе Сызранского театра рабочей молодежи с 15.05 по 01.11.1930 г.»
Художественным руководителем молодежного театра был Е. Белов. Являясь энтузиастом ТРАМа, он разработал Устав, в котором определялось: «ТРАМ – это целеустремленный коллектив, стремящийся через могучую силу художественной выразительности помогать комсомолу коммунистически перевоспитывать массы (перевоспитывая прежде всего себя), строить новый быт и бороться за социалистическое переустройство всей нашей жизни».
Театр, в первую очередь, выполнял агитационную функцию и существовал параллельно основному драмтеатру. Продолжал работать до 1931 года, дальнейшая его судьба неизвестна.
В 1930-е годы театральная жизнь в Сызрани переживала спад. Из «Протокола заседания президиума Городского комитета Рабоче-Крестьянской инспекции» следует, что главные режиссеры, труппа и репертуар обновлялись почти каждый сезон, появились финансовые проблемы. На протяжении нескольких лет театр не мог это исправить и с 1937 по 1943 год практически не существовал. И только после выхода Постановления президиума от 14 июля 1942 г. о создании в Сызрани самостоятельного государственного театра с 1943 года драмтеатр снова начинает работать. Так рождается известный нам Сызранский драматический театр имени Алексея Толстого.
https://cloud.mail.ru/public/sjYa/aEtJ7EGaL
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев